16335
Comment: subsamp
|
28673
webmfr
|
Deletions are marked like this. | Additions are marked like this. |
Line 5: | Line 5: |
=== Почему консоль === Преимущество FFmpeg состоит в том, что он предоставляет достаточно низкоуровневый доступ к процессу кодирования, обладая при этом огромным функционалом. Дело не в том, что консольный интерфейс чем-то лучше, а в возможности управлять каждым параметров энкодера, добиваясь максимально качественного результата. GUI, как правило, данной способности лишены и сильно ограничивают гибкость настройки. [[https://arhivach.org/thread/109411/#1396973|Развёрнутый ответ.]] === Рекомендуемый минимальный набор параметров === * VP9, умеренное качество, приемлемая скорость: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -threads 8 -frame-parallel 0 -pix_fmt +yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass 1/2 -y out.webm}}} * VP9, лучшее качество, но медленно: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -tile-columns 0 -speed 0 -frame-parallel 0 -pix_fmt +yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass 1/2 -y out.webm}}} * VP8: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx -b:v ???k -threads 8 -speed 0 -g 9999 -auto-alt-ref 1 -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass 1/2 -y out.webm}}} === Медленно кодируется VP9/используется только одно ядро === |
<<TableOfContents>> <<Anchor(console)>> == Почему консоль == Преимущество FFmpeg состоит в том, что он предоставляет достаточно низкоуровневый доступ к процессу кодирования, обладая при этом огромной функциональностью. Дело не в том, что консольный интерфейс чем-то лучше, а в возможности управлять каждым параметров энкодера, добиваясь максимально качественного результата. GUI, как правило, данной способности лишены и сильно ограничивают гибкость настройки. [[https://arhivach.org/thread/109411/#1396973|Развёрнутый ответ.]] <<Anchor(wrappers)>> == Какую обёртку FFmpeg использовать == Хоть обёртки (т.е. программы, использующие внутри себя FFmpeg, но предоставляющие упрощённый интерфейс) и ограничивают гибкость, они вполне оправданы для типового энкода, если устраивают опции, которые они использует (во многих обёртках можно вводить и raw-опции FFmpeg, но ограничения так или иначе будут). Текущие популярные варианты: * Windows: [[https://gitgud.io/nixx/WebMConverter|WebMConverter]] * Linux: [[https://pypi.python.org/pypi/webm|webm.py]] (CLI), [[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/WebMaster|WebMaster]] (CLI), [[https://qwinff.github.io/|QWinFF]] (GUI) [[https://github.com/Kagami/webm.py/wiki/Related-links#webm-tools|Полный список.]] [[https://github.com/Kagami/webm.py/wiki/Related-links#online|Онлайн-конвертеры.]] <<Anchor(template)>> == Рекомендуемый минимальный набор параметров == * VP9, умеренное качество, приемлемая скорость: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -threads 8 -frame-parallel 0 -pix_fmt +yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm}}} * VP9, лучшее качество, но медленно: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -tile-columns 0 -speed 0 -frame-parallel 0 -pix_fmt +yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm}}} * VP8: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx -b:v ???k -threads 8 -speed 0 -g 9999 -auto-alt-ref 1 -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm}}} <<Anchor(vp9-slow)>> == Медленно кодируется VP9/используется только одно ядро == |
Line 19: | Line 34: |
=== Процессор всё ещё не полностью загружен при транскодинге в VP9 === |
3. {{{-tile-columns >= 3}}} для 8 тредов (6 по умолчанию) <<Anchor(vp9-threads)>> == Процессор всё ещё не полностью загружен при транскодинге в VP9 == |
Line 30: | Line 47: |
и т.д. При этом треды энкодера не обязательно будут загружать ядра на 100% в силу ограничений алгоритмов распараллеливания. Если процессор изрядно простаивает, имеет смысл кодировать видео по частам в отдельных процессах FFmpeg (используя опции {{{-ss}}} и {{{-t}}}), склеивая полученные файлы на уровне демуксера. === VBR не попадает в лимит === Rate control в libvpx-vp9 всё ещё далёк от совершенства. Есть несколько способов уменьшить его огрехи: * Для несложных исходников вроде анимации имеет смысл выставить {{{-qmax}}} в районе 30÷40, чтобы избежать undershoot * Для сложных сцен из фильмов {{{-qmin}}} в районе 15÷30 поможет от overshoot Так или иначе, полностью промахов мимо лимита не избежать. Если промах больше 500 килобайт, лучше перекодировать видео со слегка изменёнными {{{-b:v/-qmin/-qmax}}}. Иначе можно перекодировать только аудио и перемуксить со старым видео, выйдет гораздо быстрее по времени (см. [[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/fit-audio-to-limit|скрипт]]). При совсем небольшом overshoot в районе десятков килобайт, перемуксить с помощью mkvmerge может быть достаточно (муксер mkvmerge чуть более эффективен, чем FFmpeg). === При использовании ключа -ss энкодинг начинается не сразу/ключ -to работает некорректно === |
и т.д. При этом треды энкодера не обязательно будут загружать ядра на 100% в силу ограничений алгоритмов распараллеливания. Если процессор изрядно простаивает, имеет смысл кодировать видео по частам в отдельных процессах FFmpeg, используя опции {{{-ss}}} и {{{-t}}} и склеивая полученные файлы на уровне демуксера. Опция {{{-tile-columns}}} (6 по умолчанию) указывает на максимальное число рекурсивных делений видео на колонки (реальное значение считается как {{{log2(threads)}}}). Следует отметить, что {{{-tile-columns > 0}}}, ровно как и разделение видео на независимые части, приводит к некоторому ухудшению качества итогового видео. <<Anchor(vbr)>> == VBR не попадает в лимит == Rate control в libvpx-vp9 ещё далёк от совершенства. Есть несколько способов уменьшить его огрехи: * Для несложных исходников вроде анимации имеет смысл выставить {{{-qmax}}} в районе 30÷35, чтобы избежать undershoot (или использовать CRF, например: {{{-b:v 0 -crf 25}}}) * Для сложных сцен из фильмов {{{-qmin}}} в районе 15÷20 поможет от overshoot Так или иначе, полностью промахов мимо лимита не избежать. Если промах больше 500 килобайт, лучше перекодировать видео со слегка изменёнными {{{-b:v/-qmin/-qmax}}}. Иначе можно перекодировать только аудио и перемуксить со старым видео, выйдет гораздо быстрее по времени (см. [[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/fit-audio-to-limit|скрипт]]). При совсем небольшом overshoot в районе десятков килобайт, перемуксить с помощью mkvmerge может быть достаточно (муксер mkvmerge чуть более эффективен, чем FFmpeg). Ещё один вариант — обрезать пару секунд с конца ({{{-c copy -t ??}}}), если исходный хронометраж не критичен. <<Anchor(seek)>> == При использовании ключа -ss энкодинг начинается не сразу/ключ -to работает некорректно == |
Line 45: | Line 64: |
=== Почему миниатюра чёрная/как сделать превью === | <<Anchor(webm-preview)>> == Почему миниатюра чёрная/как сделать превью == |
Line 50: | Line 70: |
* Можно воспользоваться хаком: добавить второй видео-трек с чуть большим разрешением; макаба использует его для миниатюры, браузеры же будут проигрывать только первый трек ([[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/add-preview|скрипт]], [[https://arhivach.org/storage/f/af/fafe9386aeb4dc80f976a0e9d4667977.webm|подробный видеоурок]]) | * Можно воспользоваться хаком: кодировать кадр превью в виде второго видео-трека с большим разрешением; макаба использует его для миниатюры, браузеры же будут проигрывать только первый трек ([[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/add-preview|скрипт]], [[https://hive.blasux.ru/webm/s?action=AttachFile&do=get&target=preview-guide.webm|видеоурок]]) |
Line 53: | Line 73: |
=== Превью не отображается/таб крэшится/зелёная полоса по краям/странные цвета === | Поддержка создания превью через GUI также есть в [[../wybm|wybm]]. <<Anchor(pix-fmt)>> == Превью не отображается/таб крэшится/зелёная полоса по краям/странные цвета == |
Line 57: | Line 80: |
=== Нет миниатюр у WebM-файлов в проводнике === | <<Anchor(sar)>> == Серый фон в нижней части видео/WebM не помещается в контейнер макабы/растянутое превью == Макаба не поддерживает анаморфные исходники и использует значения !PixelWidth/PixelHeight, указанные в файле, тогда как для отображения используются значения !DisplayWidth/DisplayHeight. Пример: допустим, имеется видео со следующими метаданными: ''Stream #0:0: Video: vp9 (Profile 0), yuv420p(tv), '''960x540, SAR 249:224 DAR 83:42''', 23.98 fps, 23.98 tbr, 1k tbn, 1k tbc (default)''. Макаба поместит видео в контейнер размером 960x540, видео же будет отображено браузером в разрешении (960*249/224)x540 = 1067x540 и, как следствие, целиком в контейнер не впишется. Чтобы этого избежать, следует использовать SAR 1:1: {{{-vf scale=960:960/dar}}} Следует отметить, что миниатюра также будет иметь аспект PixelWidth:PixelHeight, поэтому при SAR не равному 1:1, либо при использовании разных аспектов для первого видео-трека и видео-трека превью, возможно искажение оригинальных пропорций последнего. <<Anchor(file-preview)>> == Нет миниатюр у WebM-файлов в проводнике == |
Line 61: | Line 94: |
* [[http://www.babelsoft.net/products.htm|Media Preview]] (Windows) * [[http://www.videohelp.com/software/Icaros|Icaros]] (Windows) |
* [[http://www.babelsoft.net/products.htm|Media Preview]] (Windows, nonfree) * [[http://www.videohelp.com/software/Icaros|Icaros]] (Windows, nonfree) |
Line 65: | Line 98: |
=== Как вырезать участок видео без перекодирования === | <<Anchor(rewind)>> == Не работает/тормозит перемотка == В libvpx-vp9 по умолчанию нет ограничений на частоту появления ключевых кадров ([[https://arhivach.org/thread/120883/#1496522|что экономит битрейт]]), поэтому в видео с редкими сменами сцен их может быть слишком мало, что делает перемотку неудобной (эффективная смена позиции в видео возможна только по границам ключевых кадров). Если быстрая перемотка важнее итогового размера, следуется использовать ключ {{{-g}}}. Например, при {{{-g 120}}} и видео 24 fps, ключевые кадры будут появляеться не реже, чем каждые 5 секунд. <<Anchor(subs)>> == Как прикрепить субтитры == Браузеры не поддерживают встроенный софтсаб (только внешние сабы через тег [[https://developer.mozilla.org/en-US/docs/Web/HTML/Element/track|<track>]]), поэтому единственный вариант, не требующий специальной поддержки со стороны сайта, — хардсаб. * Базовый синтаксис: {{{-vf "subtitles=sub.ass"}}} (работает и с файлами типа mkv, mp4) * Для хардсаба на Windows необходимо предварительно [[https://github.com/pituz/webm-thread/wiki/fontconfig-on-windows|настроить Fontconfig]] * Если в используемой команде FFmpeg ключ {{{-ss}}} стоит '''перед''' {{{-i}}}, требуется добавить фильтр {{{setpts}}} со сдвигом на то же число секунд: {{{-vf "setpts=PTS+??/TB,subtitles=sub.ass,setpts=PTS-STARTPTS"}}} ([[https://trac.ffmpeg.org/ticket/2067|баг]]) * Если в файле несколько треков с субтитрами, выбрать нужный можно с помощью опции {{{si}}}, например: {{{-vf "subtitles=in.mkv:si=1"}}} (выберет второй трек с субтитрами; индекс относительный и начинается с нуля) * [[https://ffmpeg.org/ffmpeg-filters.html#Notes-on-filtergraph-escaping|Правила экранирования специальных символов]] (проще переименовать файл) * На Windows при указании полного пути до файла с субтитрами, следует использовать синтаксис: {{{-vf "subtitles=C\\:/dir/sub.ass"}}} (проще переместить в текущий каталог) <<Anchor(resize)>> == Рекомендуемые настройки ресайза == Mitchell-Netravali ({{{-param0 1/3 -param1 1/3}}}) обеспечивает минимальное количество артефактов ресемплинга, при этом облегчая энкодеру задачу — фильтры типа Lanczos сохраняют слишком много деталей, которые трудно сжимать. См. также: * https://arhivach.org/thread/120883/#1496241 * http://avisynth.nl/index.php/Resize#LanczosResize * http://www.imagemagick.org/Usage/filter/ * http://www.imagemagick.org/Usage/filter/nicolas/ {{attachment:cubic_survey.gif}} <<Anchor(cut)>> == Как вырезать участок видео без перекодирования == |
Line 76: | Line 139: |
=== Не работает/тормозит перемотка === В libvpx-vp9 по умолчанию нет ограничений на частоту появления ключевых кадров ([[https://arhivach.org/thread/120883/#1496522|что экономит битрейт]]), поэтому в видео с редкими сменами сцен их может быть слишком мало, что делает перемотку неудобной (эффективная смена позиции в видео возможна только по границам ключевых кадров). Если быстрая перемотка важнее итогового размера, следуется использовать ключ {{{-g}}}. Например, при {{{-g 120}}} и видео 24 fps, ключевые кадры будут появляеться не реже, чем каждые 5 секунд. === Как прикрепить субтитры === Браузеры не поддерживают софтсаб в формате WebVTT, поэтому единственный переносимый вариант — хардсаб. * Базовый синтаксис: {{{-vf "subtitles=sub.ass"}}} (работает и с файлами типа mkv, mp4) * Для хардсаба на Windows необходимо предварительно [[https://github.com/pituz/webm-thread/wiki/fontconfig-on-windows|настроить Fontconfig]] * Если в используемой команде FFmpeg ключ {{{-ss}}} стоит '''перед''' {{{-i}}}, требуется добавить фильтр {{{setpts}}} со сдвигом на то же число секунд: {{{-vf "setpts=PTS+123/TB,subtitles=sub.ass,setpts=PTS-STARTPTS"}}} ([[https://trac.ffmpeg.org/ticket/2067|баг]]) * Если в файле несколько треков с субтитрами, выбрать нужный можно с помощью опции {{{si}}}, например: {{{-vf "subtitles=video.mkv:si=1"}}} (выберет второй трек с субтитрами; индекс относительный и начинается с нуля) * [[https://ffmpeg.org/ffmpeg-filters.html#Notes-on-filtergraph-escaping|Правила экранирования специальных символов]] (проще переименовать файл) * На Windows при указании полного пути до файла с субтитрами, следует использовать синтаксис: {{{-vf "subtitles=C\\:/dir/sub.ass"}}} (проще переместить в текущий каталог) === Рекомендуемые настройки ресайза === Mitchell-Netravali ({{{-param0 1/3 -param1 1/3}}}) обеспечивает минимальное количество артефактов ресемплинга, при этом облегчая энкодеру задачу — фильтры типа Lanczos сохраняют слишком много деталей, которые трудно сжимать. См. также: * https://arhivach.org/thread/120883/#1496241 * http://avisynth.nl/index.php/Resize#LanczosResize * http://www.imagemagick.org/Usage/filter/ * http://www.imagemagick.org/Usage/filter/nicolas/ {{attachment:cubic_survey.gif}} === Разрезать видео на части === |
Или же можно использовать специализированную программу [[../wybm|wybm]]. <<Anchor(split)>> == Разрезать видео на части == |
Line 108: | Line 148: |
=== Бесплатные видеоредакторы === | <<Anchor(concat)>> == Склеить видео из нескольких частей == * Если файлы имеют расширения vob, mpg, ts: {{{ffmpeg -i "concat:1.vob|2.vob|3.vob" -c copy out.vob}}} * Если файлы имеют расширения mkv, webm, mp4, avi и '''одинаковые кодеки''': {{{ffmpeg -f concat -i list.txt -c copy out.webm}}}, предварительно создав файл {{{list.txt}}} с содержимым: {{{ file '/path/to/1.webm' file '/path/to/2.webm' file '/path/to/3.webm' }}} * Если в файлах используются '''разные кодеки''', необходимо пережатие: {{{ffmpeg -i 1.mp4 -i 2.mkv -lavfi "[0:v:0][0:a:0][1:v:0][1:a:0]concat=n=2:v=1:a=1[v][a]" -map "[v]" -map "[a]" out.webm}}} [[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Concatenate|Подробнее.]] '''Внимание:''' звуковые дорожки, особенно VBR, не всегда допустимо склеивать без пережатия. <<Anchor(webmfr)>> == Почему WebM for Retards … == * … кодирует короткое видео чуть ли не сутки: нужно убрать опцию {{{-quality best}}} из строки параметров * … обрезает исходное видео по длине: нужно убрать опцию {{{-fs ?}}} из строки параметров == 60fps == Искусственное повышение частоты кадров можно считать не более, чем модной игрушкой (простой аргумент: если это так легко, то почему релизеры медиапродукции этим не занимаются?). В большинстве случаев блендинг/интерполяция дают на выходе много артефактов, а полезность операции остаётся под вопросом. Тем не менее, ниже приведены ссылки на программы и документацию, посвящённые этому вопросу: * [[http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=60:2988|Огромная тема на ixbt]] * [[https://ffmpeg.org/ffmpeg-filters.html#framerate|Фильтр для FFmpeg]] * [[https://kaangenc.me/motion-interpolation-24-fps-to-60-fps-with-mpv-vapoursynth-and-mvtools.html|Интерполяция с помощью mpv, VapourSynth и MVTools]] * [[https://dump.bitcheese.net/files/ypomona/hybrid-60fps.webm|Видеоурок по Hybrid]] (nonfree) * [[https://www.svp-team.com/wiki/Plugins:_SVPflow|Популярный плагин SVPflow]], [[http://pastebin.com/kwtz9HhQ|гайд]] (Windows only, nonfree) <<Anchor(capture)>> == Захват видео с экрана == * [[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Capture/Desktop|Захват видео/аудио с помощью FFmpeg]] * [[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Capture/ALSA|Захват звука с ALSA с помощью FFmpeg]] (Linux only) * [[https://obsproject.com/|Open Broadcaster Software]] (может захватывать контекст OpenGL/Direct3D) Несколько советов: * Если нужно получить видео в формате WebM, то лучше всего захватывать как H.264 lossless/WAV (см. ссылки выше), а затем пережимать в VP9/Opus двумя проходами * При захвате звука, на входе желательно указывать параметры {{{-rtbufsize 1M -thread_queue_size 64}}}, иначе возможны переполнения буфера и разрывы аудиодорожки * По умолчанию видео будет иметь цветовую субдискретизацию 4:4:4, которая плохо поддерживается браузерами; следует использовать опцию {{{-pix_fmt +yuv420p}}} * При использовании цветовой модели YCbCr (основная для большинства форматов), полученное видео будет иметь цветовую матрицу BT.601 (дефолтная для FFmpeg), поэтому результирующую WebM лучше соответствующим образом промаркировать ({{{-colorspace bt470bg}}}) <<Anchor(colormatrix)>> == Какие цветовые матрицы использовать == По состоянию на январь 2016, Firefox до сих пор использует только цветовую матрицу BT.601 при преобразовании YCbCr в RGB ([[https://bugzilla.mozilla.org/show_bug.cgi?id=1210357|баг]]). Поэтому для одинакового и корректного отображения цветов во всех видах проигрывателей требуется конвертировать исходное видео в BT.601 (фильтр {{{colormatrix}}}) и ставить соответствующий тег (опция {{{-colorspace bt470bg}}}; нужна только для VP9, т.к. VP8 по спецификации может содержать только BT.601). Большая часть современных рипов фильмов и аниме имеет цветовую матрицу BT.709 и фильтр должен иметь следующий вид: {{{-vf colormatrix=bt709:bt601}}}. Старые видео в SD-разрешении обычно имеют матрицу BT.601, поэтому преобразование не требуется, но тег всегда желателен. У некоторых видео может быть уже проставлен тег цветовой матрицы (можно проверить с помощью {{{ffmpeg -i in.mkv}}}), в таком случае он имеет приоритет перед вышеприведённой эвристикой по разрешению. Также следует иметь ввиду, что FFmpeg по умолчанию использует матрицу BT.601 при конвертировании между цветовыми моделями RGB и YCbCr (например, если на входе была PNG-картинка, а на выходе WebM). В ближайшем будущем (2016-2017) ожидается переход на цветовую матрицу и пространство BT.2020 в релизах медиапродукции, что добавит изрядное количество проблем, т.к. нет простого способа преобразовать BT.2020 в BT.709/601. <<Anchor(pack-convert)>> == Сконвертировать множество видео за один раз == Задача: сконвертировать все mp4 файлы из текущего каталога в формат WebM. * Linux (Bash): {{{ls *.mp4 | while read f; do ffmpeg -i "$f" "${f%.*}.webm"; done}}} * Windows (!PowerShell): {{{ls *.mp4 | % { ffmpeg -i $_.name "$($_.basename).webm" } }}} Задача: сконвертировать все файлы из каталога {{{in}}} в каталог {{{out}}} в формат WebM, сохраняя структуру. * Linux (Bash): {{{find in -type f | while read f; do mkdir -p "out/${f%/*}" && ffmpeg -i "$f" "out/${f%.*}.webm"; done}}} * Windows (!PowerShell): {{{ls in -rec | ? { !$_.psiscontainer } | % { $d=rvpa -rel $_.directoryname; mkdir -f "out\$d"; ffmpeg -i $_.fullname "out\$d\$($_.basename).webm" } }}} <<Anchor(clear-meta)>> == Удалить метаданные == {{{ffmpeg -i in.webm -c copy -map_metadata -1 out.webm}}} <<Anchor(youtube)>> == Скачать с YouTube/прочего стриминг-сайта == * [[https://rg3.github.io/youtube-dl/|youtube-dl]] (CLI) * [[http://docs.livestreamer.io/|Livestreamer]] (CLI) * [[../wybm|wybm]] (GUI) * [[https://www.4kdownload.com/products/product-videodownloader|4K Video Downloader]] (GUI) * [[https://addons.mozilla.org/en-US/firefox/addon/complete-youtube-saver/|Complete YouTube Saver]] (Firefox addon) * [[http://keepvid.com/|KeepVid]] (online) * [[http://en.savefrom.net/|savefrom]] (online) <<Anchor(vedit)>> == Бесплатные видеоредакторы == |
Line 114: | Line 235: |
* [[https://mpv.io/|mpv]] + юзер-скрипт типа [[https://github.com/Kagami/mpv_slicing|slicing.lua]] | |
Line 118: | Line 238: |
* [[https://www.blender.org/|Blender]] | * [[https://www.blender.org/|Blender]] ([[https://www.youtube.com/playlist?list=PLjyuVPBuorqIhlqZtoIvnAVQ3x18sNev4|видеоуроки]]) |
Line 121: | Line 241: |
=== VBR vs CRF === В [[https://arhivach.org/thread/109411/#1434939|некоторых случаях]] 2pass CRF выдаёт чуть лучшее качество, чем 2pass VBR, при том же размере файла. Поэтому на низких битрейтах может иметь смысл подогнать значение ключа {{{-crf}}} под требуемый размер файла. Например: {{{-b:v 0 -crf 30}}} === Онлайн-утилиты === Нативные программы обеспечивают максимальный контроль за процессом кодирования, однако не всегда есть возможность их использовать. Ниже приведены некоторые полезные онлайн-сервисы: * [[http://keepvid.com/|Скачать видео с ютуба]] * [[https://kagami.github.io/webm.js/|Конвертер 1]] * [[http://video.online-convert.com/convert-to-webm|Конвертер 2]] * [[http://convert-video-online.com/|Конвертер 3]] + [[http://online-video-cutter.com/|Cutter]] (требует флеш) === Прочие ссылки === * [[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Capture/Desktop|Захват видео с экрана]] * [[https://arhivach.org/thread/120883/#1478504|WebM с ютуба без перекодирования]] |
* [[http://cinelerra-cv.org/|Cinelerra]] (Linux only) <<Anchor(aedit)>> == Бесплатные аудиоредакторы == * [[http://audacityteam.org/|Audacity]] * [[https://ardour.org/|Ardour]] <<Anchor(vbr-crf)>> == VBR vs. CRF == В [[https://arhivach.org/thread/109411/#1434939|некоторых случаях]] 2pass CRF выдаёт чуть лучшее качество, чем 2pass VBR, при том же размере файла. Поэтому на низких битрейтах может иметь смысл подогнать значение ключа {{{-crf}}} под требуемый размер файла. Например: {{{-b:v 0 -crf 50}}} <<Anchor(links)>> == Прочие ссылки == * [[https://github.com/Kagami/webm.py/wiki|Вики на английском по чуть более продвинутым вопросам]] * [[https://arhivach.org/thread/120883/#1477181|Кодирование GIF]] * [[https://arhivach.org/thread/109411/#1434421|Сохранение качества видео на низких битрейтах]] |
Line 140: | Line 261: |
* [[https://arhivach.org/thread/120883/#1477181|Кодирование GIF]] * [[https://arhivach.org/thread/109411/#1434421|Сохранение качества картинки на низких битрейтах]] |
|
Line 143: | Line 262: |
* [[https://arhivach.org/thread/120883/#1467208|Какие цветовые матрицы использовать]] | * [[https://arhivach.org/thread/136981/#1549242|Мифы об энкодинге/декодинге на GPU]] |
Часто задаваемые вопросы WebM-треда в /s/
Данный FAQ подразумевает, что читающий владеет навыками работы с FFmpeg хотя бы на уровне webm-thread wiki. Все нижеследующие ключи относятся к FFmpeg, если не обозначено иное.
Contents
-
Часто задаваемые вопросы WebM-треда в /s/
- Почему консоль
- Какую обёртку FFmpeg использовать
- Рекомендуемый минимальный набор параметров
- Медленно кодируется VP9/используется только одно ядро
- Процессор всё ещё не полностью загружен при транскодинге в VP9
- VBR не попадает в лимит
- При использовании ключа -ss энкодинг начинается не сразу/ключ -to работает некорректно
- Почему миниатюра чёрная/как сделать превью
- Превью не отображается/таб крэшится/зелёная полоса по краям/странные цвета
- Серый фон в нижней части видео/WebM не помещается в контейнер макабы/растянутое превью
- Нет миниатюр у WebM-файлов в проводнике
- Не работает/тормозит перемотка
- Как прикрепить субтитры
- Рекомендуемые настройки ресайза
- Как вырезать участок видео без перекодирования
- Разрезать видео на части
- Склеить видео из нескольких частей
- Почему WebM for Retards …
- 60fps
- Захват видео с экрана
- Какие цветовые матрицы использовать
- Сконвертировать множество видео за один раз
- Удалить метаданные
- Скачать с YouTube/прочего стриминг-сайта
- Бесплатные видеоредакторы
- Бесплатные аудиоредакторы
- VBR vs. CRF
- Прочие ссылки
Почему консоль
Преимущество FFmpeg состоит в том, что он предоставляет достаточно низкоуровневый доступ к процессу кодирования, обладая при этом огромной функциональностью. Дело не в том, что консольный интерфейс чем-то лучше, а в возможности управлять каждым параметров энкодера, добиваясь максимально качественного результата. GUI, как правило, данной способности лишены и сильно ограничивают гибкость настройки. Развёрнутый ответ.
Какую обёртку FFmpeg использовать
Хоть обёртки (т.е. программы, использующие внутри себя FFmpeg, но предоставляющие упрощённый интерфейс) и ограничивают гибкость, они вполне оправданы для типового энкода, если устраивают опции, которые они использует (во многих обёртках можно вводить и raw-опции FFmpeg, но ограничения так или иначе будут). Текущие популярные варианты:
Windows: WebMConverter
Полный список. Онлайн-конвертеры.
Рекомендуемый минимальный набор параметров
VP9, умеренное качество, приемлемая скорость: ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -threads 8 -frame-parallel 0 -pix_fmt +yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm
VP9, лучшее качество, но медленно: ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -tile-columns 0 -speed 0 -frame-parallel 0 -pix_fmt +yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm
VP8: ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx -b:v ???k -threads 8 -speed 0 -g 9999 -auto-alt-ref 1 -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm
Медленно кодируется VP9/используется только одно ядро
Убедиться, что присутствует ключ -threads 8 (или больше)
Убедиться, что используется версия libvpx >= 1.4.0
-tile-columns >= 3 для 8 тредов (6 по умолчанию)
Процессор всё ещё не полностью загружен при транскодинге в VP9
libvpx-vp9 использует tile-columns multithreading, поэтому число потоков энкодера зависит от разрешения видео. В общем случае число потоков считается как 2^floor(log2((w+63)/256)), где w — ширина итогового видео. Т.е.:
Ширина <=448px = 1 тред
Ширина >448px = 2 треда
Ширина >960px = 4 треда
Ширина >1984px = 8 тредов
Ширина >4032px = 16 тредов
и т.д. При этом треды энкодера не обязательно будут загружать ядра на 100% в силу ограничений алгоритмов распараллеливания. Если процессор изрядно простаивает, имеет смысл кодировать видео по частам в отдельных процессах FFmpeg, используя опции -ss и -t и склеивая полученные файлы на уровне демуксера. Опция -tile-columns (6 по умолчанию) указывает на максимальное число рекурсивных делений видео на колонки (реальное значение считается как log2(threads)). Следует отметить, что -tile-columns > 0, ровно как и разделение видео на независимые части, приводит к некоторому ухудшению качества итогового видео.
VBR не попадает в лимит
Rate control в libvpx-vp9 ещё далёк от совершенства. Есть несколько способов уменьшить его огрехи:
Для несложных исходников вроде анимации имеет смысл выставить -qmax в районе 30÷35, чтобы избежать undershoot (или использовать CRF, например: -b:v 0 -crf 25)
Для сложных сцен из фильмов -qmin в районе 15÷20 поможет от overshoot
Так или иначе, полностью промахов мимо лимита не избежать. Если промах больше 500 килобайт, лучше перекодировать видео со слегка изменёнными -b:v/-qmin/-qmax. Иначе можно перекодировать только аудио и перемуксить со старым видео, выйдет гораздо быстрее по времени (см. скрипт). При совсем небольшом overshoot в районе десятков килобайт, перемуксить с помощью mkvmerge может быть достаточно (муксер mkvmerge чуть более эффективен, чем FFmpeg). Ещё один вариант — обрезать пару секунд с конца (-c copy -t ??), если исходный хронометраж не критичен.
При использовании ключа -ss энкодинг начинается не сразу/ключ -to работает некорректно
При использовании ключа -ss после -i, FFmpeg декодирует видео покадрово до указанного момента. Если опции -ss указана перед -i, будут использоваться ключевые кадры, что значительно ускорит процесс. Однако, ключ -to в таком случае начинает работать как -t. Подробнее. Оптимальное решение: использовать -ss перед -i, не использовать -to (см. также раздел про субтитры).
Почему миниатюра чёрная/как сделать превью
Макаба использует первый кадр видео для генерации миниатюры, который в большинстве фильмов и клипов чёрный. Есть несколько способов получить адекватное превью:
В случае клипа часто достаточно убрать первые полсекунды (-ss 0.5)
Можно воспользоваться хаком: кодировать кадр превью в виде второго видео-трека с большим разрешением; макаба использует его для миниатюры, браузеры же будут проигрывать только первый трек (скрипт, видеоурок)
Устаревший способ с добавлением кадра в начало основного видео
Поддержка создания превью через GUI также есть в wybm.
Превью не отображается/таб крэшится/зелёная полоса по краям/странные цвета
Вероятнее всего была использована плохо поддерживаемая цветовая субдискретизация. Следует перекодировать видео с опцией -pix_fmt +yuv420p
Серый фон в нижней части видео/WebM не помещается в контейнер макабы/растянутое превью
Макаба не поддерживает анаморфные исходники и использует значения PixelWidth/PixelHeight, указанные в файле, тогда как для отображения используются значения DisplayWidth/DisplayHeight.
Пример: допустим, имеется видео со следующими метаданными: Stream #0:0: Video: vp9 (Profile 0), yuv420p(tv), 960x540, SAR 249:224 DAR 83:42, 23.98 fps, 23.98 tbr, 1k tbn, 1k tbc (default). Макаба поместит видео в контейнер размером 960x540, видео же будет отображено браузером в разрешении (960*249/224)x540 = 1067x540 и, как следствие, целиком в контейнер не впишется. Чтобы этого избежать, следует использовать SAR 1:1: -vf scale=960:960/dar
Следует отметить, что миниатюра также будет иметь аспект PixelWidth:PixelHeight, поэтому при SAR не равному 1:1, либо при использовании разных аспектов для первого видео-трека и видео-трека превью, возможно искажение оригинальных пропорций последнего.
Нет миниатюр у WebM-файлов в проводнике
Необходимо установить одну из нижеследующих программ:
Media Preview (Windows, nonfree)
Icaros (Windows, nonfree)
ffmpegthumbnailer (Linux)
Не работает/тормозит перемотка
В libvpx-vp9 по умолчанию нет ограничений на частоту появления ключевых кадров (что экономит битрейт), поэтому в видео с редкими сменами сцен их может быть слишком мало, что делает перемотку неудобной (эффективная смена позиции в видео возможна только по границам ключевых кадров). Если быстрая перемотка важнее итогового размера, следуется использовать ключ -g. Например, при -g 120 и видео 24 fps, ключевые кадры будут появляеться не реже, чем каждые 5 секунд.
Как прикрепить субтитры
Браузеры не поддерживают встроенный софтсаб (только внешние сабы через тег <track>), поэтому единственный вариант, не требующий специальной поддержки со стороны сайта, — хардсаб.
Базовый синтаксис: -vf "subtitles=sub.ass" (работает и с файлами типа mkv, mp4)
Для хардсаба на Windows необходимо предварительно настроить Fontconfig
Если в используемой команде FFmpeg ключ -ss стоит перед -i, требуется добавить фильтр setpts со сдвигом на то же число секунд: -vf "setpts=PTS+??/TB,subtitles=sub.ass,setpts=PTS-STARTPTS" (баг)
Если в файле несколько треков с субтитрами, выбрать нужный можно с помощью опции si, например: -vf "subtitles=in.mkv:si=1" (выберет второй трек с субтитрами; индекс относительный и начинается с нуля)
Правила экранирования специальных символов (проще переименовать файл)
На Windows при указании полного пути до файла с субтитрами, следует использовать синтаксис: -vf "subtitles=C\\:/dir/sub.ass" (проще переместить в текущий каталог)
Рекомендуемые настройки ресайза
Mitchell-Netravali (-param0 1/3 -param1 1/3) обеспечивает минимальное количество артефактов ресемплинга, при этом облегчая энкодеру задачу — фильтры типа Lanczos сохраняют слишком много деталей, которые трудно сжимать. См. также:
Как вырезать участок видео без перекодирования
Любое видео должно начинаться с ключевого кадра, поэтому при обрезке фрагмента через -c copy, значение ключа -ss обязано указывать на ключевой кадр с точностью хотя бы до миллисекунды. Заканчиваться же видео может в произвольном месте (на произвольном кадре). Команда в общем случае выглядит так: ffmpeg -i in.webm -ss ??.??? -t ?? -c copy out.webm
Способы узнать метки времени ключевых кадров:
- В mpv открыть видео, нажать паузу и перемотать к нужному моменту с помощью стрелок; нажать на время в всплывающем меню OSC для отображения миллисекунд (поддерживает любые форматы, но шаг перемотки может быть слишком большим)
mkvinfo -v in.webm | grep 'key, track number 1' (при условии, что видео идёт первым треком; поддерживает форматы Matroska, WebM)
webm_info -i in.webm -all | grep key:1 (необходимо собрать из исходников; поддерживает формат WebM)
ffprobe -v quiet -show_frames -select_streams v -of compact in.webm | grep key_frame=1 (поддерживает любые форматы, но медленно, т.к. декодирует все кадры в видео)
Или же можно использовать специализированную программу wybm.
Разрезать видео на части
mkvmerge --split ??m -o out.webm in.webm
Фрагменты могут иметь чуть больший итоговый размер в силу особенностей работы mkvmerge. Скрипт, который делит файл на части строго не больше указанного размера, доступен по ссылке.
Склеить видео из нескольких частей
Если файлы имеют расширения vob, mpg, ts: ffmpeg -i "concat:1.vob|2.vob|3.vob" -c copy out.vob
Если файлы имеют расширения mkv, webm, mp4, avi и одинаковые кодеки: ffmpeg -f concat -i list.txt -c copy out.webm, предварительно создав файл list.txt с содержимым:
file '/path/to/1.webm' file '/path/to/2.webm' file '/path/to/3.webm'
Если в файлах используются разные кодеки, необходимо пережатие: ffmpeg -i 1.mp4 -i 2.mkv -lavfi "[0:v:0][0:a:0][1:v:0][1:a:0]concat=n=2:v=1:a=1[v][a]" -map "[v]" -map "[a]" out.webm
Подробнее. Внимание: звуковые дорожки, особенно VBR, не всегда допустимо склеивать без пережатия.
Почему WebM for Retards …
… кодирует короткое видео чуть ли не сутки: нужно убрать опцию -quality best из строки параметров
… обрезает исходное видео по длине: нужно убрать опцию -fs ? из строки параметров
60fps
Искусственное повышение частоты кадров можно считать не более, чем модной игрушкой (простой аргумент: если это так легко, то почему релизеры медиапродукции этим не занимаются?). В большинстве случаев блендинг/интерполяция дают на выходе много артефактов, а полезность операции остаётся под вопросом. Тем не менее, ниже приведены ссылки на программы и документацию, посвящённые этому вопросу:
Видеоурок по Hybrid (nonfree)
Популярный плагин SVPflow, гайд (Windows only, nonfree)
Захват видео с экрана
Захват звука с ALSA с помощью FFmpeg (Linux only)
Open Broadcaster Software (может захватывать контекст OpenGL/Direct3D)
Несколько советов:
- Если нужно получить видео в формате WebM, то лучше всего захватывать как H.264 lossless/WAV (см. ссылки выше), а затем пережимать в VP9/Opus двумя проходами
При захвате звука, на входе желательно указывать параметры -rtbufsize 1M -thread_queue_size 64, иначе возможны переполнения буфера и разрывы аудиодорожки
По умолчанию видео будет иметь цветовую субдискретизацию 4:4:4, которая плохо поддерживается браузерами; следует использовать опцию -pix_fmt +yuv420p
При использовании цветовой модели YCbCr (основная для большинства форматов), полученное видео будет иметь цветовую матрицу BT.601 (дефолтная для FFmpeg), поэтому результирующую WebM лучше соответствующим образом промаркировать (-colorspace bt470bg)
Какие цветовые матрицы использовать
По состоянию на январь 2016, Firefox до сих пор использует только цветовую матрицу BT.601 при преобразовании YCbCr в RGB (баг). Поэтому для одинакового и корректного отображения цветов во всех видах проигрывателей требуется конвертировать исходное видео в BT.601 (фильтр colormatrix) и ставить соответствующий тег (опция -colorspace bt470bg; нужна только для VP9, т.к. VP8 по спецификации может содержать только BT.601). Большая часть современных рипов фильмов и аниме имеет цветовую матрицу BT.709 и фильтр должен иметь следующий вид: -vf colormatrix=bt709:bt601. Старые видео в SD-разрешении обычно имеют матрицу BT.601, поэтому преобразование не требуется, но тег всегда желателен. У некоторых видео может быть уже проставлен тег цветовой матрицы (можно проверить с помощью ffmpeg -i in.mkv), в таком случае он имеет приоритет перед вышеприведённой эвристикой по разрешению. Также следует иметь ввиду, что FFmpeg по умолчанию использует матрицу BT.601 при конвертировании между цветовыми моделями RGB и YCbCr (например, если на входе была PNG-картинка, а на выходе WebM).
В ближайшем будущем (2016-2017) ожидается переход на цветовую матрицу и пространство BT.2020 в релизах медиапродукции, что добавит изрядное количество проблем, т.к. нет простого способа преобразовать BT.2020 в BT.709/601.
Сконвертировать множество видео за один раз
Задача: сконвертировать все mp4 файлы из текущего каталога в формат WebM.
Linux (Bash): ls *.mp4 | while read f; do ffmpeg -i "$f" "${f%.*}.webm"; done
Windows (PowerShell): ls *.mp4 | % { ffmpeg -i $_.name "$($_.basename).webm" }
Задача: сконвертировать все файлы из каталога in в каталог out в формат WebM, сохраняя структуру.
Linux (Bash): find in -type f | while read f; do mkdir -p "out/${f%/*}" && ffmpeg -i "$f" "out/${f%.*}.webm"; done
Windows (PowerShell): ls in -rec | ? { !$_.psiscontainer } | % { $d=rvpa -rel $_.directoryname; mkdir -f "out\$d"; ffmpeg -i $_.fullname "out\$d\$($_.basename).webm" }
Удалить метаданные
ffmpeg -i in.webm -c copy -map_metadata -1 out.webm
Скачать с YouTube/прочего стриминг-сайта
youtube-dl (CLI)
Livestreamer (CLI)
wybm (GUI)
4K Video Downloader (GUI)
Complete YouTube Saver (Firefox addon)
KeepVid (online)
savefrom (online)
Бесплатные видеоредакторы
Простые редакторы (cut, crop):
VirtualDub (Windows only)
Полнофункциональные:
Бесплатные аудиоредакторы
VBR vs. CRF
В некоторых случаях 2pass CRF выдаёт чуть лучшее качество, чем 2pass VBR, при том же размере файла. Поэтому на низких битрейтах может иметь смысл подогнать значение ключа -crf под требуемый размер файла. Например: -b:v 0 -crf 50