welcome: please sign in
location: Diff for "webm/s"
Differences between revisions 97 and 166 (spanning 69 versions)
Revision 97 as of 2016-01-24 23:24:25
Size: 27368
Editor: anonymous
Comment: colormatrix
Revision 166 as of 2017-03-14 10:06:08
Size: 31145
Editor: anonymous
Comment: add-minterpolate
Deletions are marked like this. Additions are marked like this.
Line 3: Line 3:
Данный FAQ подразумевает, что читающий владеет навыками работы с FFmpeg хотя бы на уровне [[https://github.com/pituz/webm-thread/wiki|webm-thread wiki]]. Все нижеследующие ключи относятся к FFmpeg, если не обозначено иное. Данный FAQ подразумевает, что читающий владеет навыками работы с FFmpeg хотя бы на уровне [[https://github.com/pituz/webm-thread/wiki|webm-thread wiki]]. Все нижеследующие ключи относятся к FFmpeg, если не обозначено иное. Особенности размещения WebM в интернете относятся к Макабе (2ch.hk), если не обозначено иное.
Line 15: Line 15:
Хоть обёртки (т.е. программы, использующие внутри себя FFmpeg, но предоставляющие упрощённый интерфейс) и ограничивают гибкость, они вполне оправданы для типового энкода, если устраивают опции, которые они использует (во многих обёртках можно вводить и raw-опции FFmpeg, но ограничения так или иначе будут). Текущие популярные варианты:

 * Windows: [[https://gitgud.io/nixx/WebMConverter|WebMConverter]]
 * Linux: [[https://pypi.python.org/pypi/webm|webm.py]] (CLI), [[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/WebMaster|WebMaster]] (CLI), [[https://qwinff.github.io/|QWinFF]] (GUI)
Хоть обёртки (т.е. программы, использующие внутри себя FFmpeg, но предоставляющие упрощённый интерфейс) и ограничивают гибкость, они вполне оправданы для типового энкода, если устраивают опции, которые они использует (во многих обёртках можно вводить и raw-опции FFmpeg, но ограничения скорее всего будут). Текущие популярные варианты:

 * Кроссплатформенные: [[../boram|boram]]
 *
Windows: [[https://gitgud.io/nixx/WebMConverter|WebM for Retards]], [[http://www.xmedia-recode.de/|XMedia Recode]] (nonfree)
 * Linux: [[https://pypi.python.org/pypi/webm|webm.py]], [[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/WebMaster|WebMaster]]
Line 25: Line 26:
 * VP9, умеренное качество, приемлемая скорость: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -threads 8 -frame-parallel 0 -pix_fmt +yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm}}}
 * VP9, лучшее качество, но медленно: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -tile-columns 0 -speed 0 -frame-parallel 0 -pix_fmt +yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm}}}
 * VP8: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx -b:v ???k -threads 8 -speed 0 -g 9999 -auto-alt-ref 1 -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm}}}
 * VP9, умеренное качество, приемлемая скорость: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -threads 8 -g 128 -frame-parallel 0 -pix_fmt yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm}}}
 * VP9, лучшее качество, но медленно: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -tile-columns 0 -speed 0 -g 9999 -frame-parallel 0 -pix_fmt yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm}}}
 * VP8: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx -b:v ???k -threads 8 -speed 0 -g 9999 -auto-alt-ref 1 -lag-in-frames 25 -pix_fmt yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm}}}

ffmpeg 3.3+/libvpx 1.6.2+ позволяют использовать опцию {{{-row-mt}}} для лучшего распараллеливания процесса транскодинга. См. [[https://groups.google.com/a/webmproject.org/forum/#!topic/codec-devel/oiHjgEdii2U|описание]].
Line 32: Line 35:
 1. Убедиться, что присутствует ключ {{{-threads 8}}} (или больше)  1. Убедиться, что '''не''' выбран режим {{{-quality best}}} (good по умолчанию)
Line 34: Line 37:
 3. {{{-tile-columns >= 3}}} для 8 тредов (6 по умолчанию)  3. Убедиться, что присутствует ключ {{{-threads 8}}} (или больше)
 4
. {{{-tile-columns >= 3}}} для 8 тредов (6 по умолчанию)
 5. {{{-row-mt 1}}} (опционально)
Line 47: Line 52:
и т.д. При этом треды энкодера не обязательно будут загружать ядра на 100% в силу ограничений алгоритмов распараллеливания. Если процессор изрядно простаивает, имеет смысл кодировать видео по частам в отдельных процессах FFmpeg, используя опции {{{-ss}}} и {{{-t}}} и склеивая полученные файлы на уровне демуксера. Опция {{{-tile-columns}}} (6 по умолчанию) указывает на максимальное число рекурсивных делений видео на колонки (реальное значение считается как {{{log2(threads)}}}). Следует отметить, что {{{-tile-columns > 0}}}, ровно как и разделение видео на независимые части, приводит к некоторому ухудшению качества итогового видео. и т.д. При этом треды энкодера не обязательно будут загружать ядра на 100% в силу ограничений алгоритмов распараллеливания. Если процессор изрядно простаивает, имеет смысл кодировать видео по частам в отдельных процессах FFmpeg, используя опции {{{-ss}}} и {{{-t}}} и склеивая полученные файлы на уровне демуксера. Опция {{{-tile-columns}}} (6 по умолчанию) указывает на максимальное число рекурсивных делений видео на колонки (реальное значение считается как {{{log2(threads)}}}). Следует отметить, что {{{-tile-columns > 0}}}, ровно как и разделение видео на независимые части, приводит к некоторому ухудшению качества итогового видео. См. также опцию [[https://groups.google.com/a/webmproject.org/forum/#!topic/codec-devel/oiHjgEdii2U|-row-mt]].
Line 52: Line 57:
Rate control в libvpx-vp9 ещё далёк от совершенства. Есть несколько способов уменьшить его огрехи:

 *
Для несложных исходников вроде анимации имеет смысл выставить {{{-qmax}}} в районе 30÷35, чтобы избежать undershoot (или использовать CRF, например: {{{-b:v 0 -crf 25}}})
 * Для сложных сцен из фильмов {{{-qmin}}} в районе 15÷20 поможет от overshoot

Так или иначе, полностью промахов мимо лимита не избежать. Если промах больше 500 килобайт, лучше перекодировать видео со слегка изменёнными {{{-b:v/-qmin/-qmax}}}. Иначе можно перекодировать только аудио и перемуксить со старым видео, выйдет гораздо быстрее по времени (см. [[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/fit-audio-to-limit|скрипт]]). При совсем небольшом overshoot в районе десятков килобайт, перемуксить с помощью mkvmerge может быть достаточно (муксер mkvmerge чуть более эффективен, чем FFmpeg). Ещё один вариант — обрезать пару секунд с конца ({{{-c copy -t ??}}}), если исходный хронометраж не критичен.
Rate control в libvpx-vp9 ещё далёк от совершенства. Для несложных исходников вроде анимации имеет смысл выставить {{{-qmax}}} в районе 30÷35, чтобы избежать undershoot (или использовать CRF, например: {{{-b:v 0 -crf 25}}}). Так или иначе, полностью промахов мимо лимита не избежать. Если промах составляет несколько мегабайт, лучше перекодировать видео со слегка изменёнными {{{-b:v/-qmin/-qmax}}}. Можно перекодировать только аудио и перемуксить со старым видео, эта операция занимает совсем немного времени (см. [[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/fit-audio-to-limit|скрипт]], [[https://github.com/VP8M8/WebM-Auto-Audio/blob/master/webm-auto-audio.sh|ещё один]]). При совсем небольшом overshoot в районе десятков килобайт, перемуксить с помощью mkvmerge может быть достаточно (муксер mkvmerge чуть более эффективен, чем FFmpeg). Ещё один вариант — обрезать секунды или доли секунды с конца ({{{-c copy -t ??}}}), если исходный хронометраж не критичен.

<<Anchor(vbr-crf)>>
== VBR vs. CRF ==

В [[https://arhivach.org/thread/109411/#1434939|некоторых случаях]] 2pass CRF выдаёт чуть лучшее качество, чем 2pass VBR, при том же размере файла. Поэтому на низких битрейтах может иметь смысл подогнать значение ключа {{{-crf}}} под требуемый размер файла. Например: {{{-b:v 0 -crf 50}}}

См. также: [[https://www.youtube.com/watch?v=thvSyJN1vsA&t=25m45s|сравнения Netflix компрессии различных режимов libvpx-vp9]].
Line 70: Line 77:
 * Можно воспользоваться хаком: кодировать кадр превью в виде второго видео-трека с большим разрешением; макаба использует его для миниатюры, браузеры же будут проигрывать только первый трек ([[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/add-preview|скрипт]], [[https://dump.bitcheese.net/files/izufyre/preview-guide.webm|подробный видеоурок]])
 * [[https://github.com/pituz/webm-thread/wiki/Pro-tips#Добавление-превью|Устаревший способ с добавлением кадра в начало основного видео]]

Поддержка создания превью через GUI также есть в [[../wybm|wybm]].
 * Можно воспользоваться хаком: кодировать кадр превью в виде второго видео-трека с большим разрешением; Макаба использует его для миниатюры, браузеры же будут проигрывать только первый трек ([[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/add-preview|скрипт]], [[https://hive.blasux.ru/webm/s?action=AttachFile&do=get&target=preview-guide.webm|видеоурок]]).<<BR>>'''Внимание:''' многие конвертеры могут некорректно обрабатывать полученное видео. Например, отображать только единственный кадр второй дорожки. Поэтому используйте данный способ, если видео предназначено исключительно для двача.
 * [[https://github.com/pituz/webm-thread/wiki/Pro-tips#Добавление-превью|Способ с добавлением кадра превью в начало видео]]

Поддержка создания превью через GUI присутствует в [[../wybm|wybm]] и [[../boram|boram]].
Line 78: Line 85:
Вероятнее всего была использована плохо поддерживаемая [[https://en.wikipedia.org/wiki/Chroma_subsampling|цветовая субдискретизация]]. Следует перекодировать видео с опцией {{{-pix_fmt +yuv420p}}} Вероятнее всего была использована плохо поддерживаемая [[https://en.wikipedia.org/wiki/Chroma_subsampling|цветовая субдискретизация]]. Следует перекодировать видео с опцией {{{-pix_fmt yuv420p}}}
Line 81: Line 88:
== Серый фон в нижней части видео/WebM не помещается в контейнер макабы ==

Макаба не поддерживает неквадратные пиксели при отображения вебм и считает разрешение видео равным разрешению, заявленному в контейнере.

Пример: допустим, имеется видео со следующими метаданными: ''Stream #0:0: Video: vp9 (Profile 0), yuv420p(tv), '''960x540, SAR 249:224 DAR 83:42''', 23.98 fps, 23.98 tbr, 1k tbn, 1k tbc (default)''. Макаба поместит видео в контейнер размером 960x540, тогда как видео должно быть отображено в разрешении (960*249/224)x540 = 1067x540 и, как следствие, целиком в контейнер не впишется. Чтобы этого избежать, следует использовать SAR 1:1. ''// TODO: как именно?''
== Серый фон в нижней части видео/WebM не помещается в контейнер Макабы/растянутое превью ==

Макаба не поддерживает анаморфные исходники и использует значения !PixelWidth/PixelHeight, указанные в файле, тогда как для отображения используются значения !DisplayWidth/DisplayHeight.

Пример: допустим, имеется видео со следующими метаданными: ''Stream #0:0: Video: vp9 (Profile 0), yuv420p(tv), '''960x540, SAR 249:224 DAR 83:42''', 23.98 fps, 23.98 tbr, 1k tbn, 1k tbc (default)''. Макаба поместит видео в контейнер размером 960x540, видео же будет отображено браузером в разрешении (960*249/224)x540 = 1067x540 и, как следствие, целиком в контейнер не впишется. Чтобы этого избежать, следует использовать SAR 1:1: {{{-vf scale=960:960/dar}}}

Следует отметить, что миниатюра также будет иметь аспект PixelWidth:PixelHeight, поэтому при SAR не равному 1:1, либо при использовании разных аспектов для первого видео-трека и видео-трека превью, возможно искажение оригинальных пропорций последнего
.
Line 92: Line 101:
 * [[http://www.babelsoft.net/products.htm|Media Preview]] (Windows)
 * [[http://www.videohelp.com/software/Icaros|Icaros]] (Windows)
 * [[http://www.babelsoft.net/products/mediapreview.htm|Media Preview]] (Windows, nonfree)
 * [[http://www.videohelp.com/software/Icaros|Icaros]] (Windows, nonfree)
Line 95: Line 104:

<<Anchor(cut)>>
== Как вырезать участок видео без перекодирования ==

Любое видео должно начинаться с ключевого кадра, поэтому при обрезке фрагмента через {{{-c copy}}}, значение ключа {{{-ss}}} '''обязано''' указывать на ключевой кадр с точностью хотя бы до миллисекунды. Заканчиваться же видео может в произвольном месте (на произвольном кадре). Команда в общем случае выглядит так: {{{ffmpeg -i in.webm -ss ??.??? -t ?? -c copy out.webm}}}

Способы узнать метки времени ключевых кадров:

 * В mpv открыть видео, нажать паузу и перемотать к нужному моменту с помощью стрелок; нажать на время в всплывающем меню OSC для отображения миллисекунд (поддерживает любые форматы, но шаг перемотки может быть слишком большим)
 * {{{mkvinfo -v in.webm | grep 'key, track number 1'}}} (при условии, что видео идёт первым треком; поддерживает форматы Matroska, WebM)
 * {{{webm_info -i in.webm -all | grep key:1}}} (необходимо собрать из [[https://chromium.googlesource.com/webm/webm-tools/+/master/webm_info/|исходников]]; поддерживает формат WebM)
 * {{{ffprobe -v quiet -show_frames -select_streams v -of compact in.webm | grep key_frame=1}}} (поддерживает любые форматы, но медленно, т.к. декодирует все кадры в видео)

Или же можно использовать специализированную программу [[../wybm|wybm]].
Line 113: Line 108:
В libvpx-vp9 по умолчанию нет ограничений на частоту появления ключевых кадров ([[https://arhivach.org/thread/120883/#1496522|что экономит битрейт]]), поэтому в видео с редкими сменами сцен их может быть слишком мало, что делает перемотку неудобной (эффективная смена позиции в видео возможна только по границам ключевых кадров). Если быстрая перемотка важнее итогового размера, следуется использовать ключ {{{-g}}}. Например, при {{{-g 120}}} и видео 24 fps, ключевые кадры будут появляеться не реже, чем каждые 5 секунд. --(В libvpx-vp9 по умолчанию нет ограничений на частоту появления ключевых кадров ([[https://arhivach.org/thread/120883/#1496522|что экономит битрейт]]), поэтому в видео с редкими сменами сцен их может быть слишком мало, что делает перемотку неудобной (эффективная смена позиции в видео возможна только по границам ключевых кадров). Если быстрая перемотка важнее итогового размера, следуется использовать ключ {{{-g}}}. Например, при {{{-g 120}}} и видео 24 fps, ключевые кадры будут появляеться не реже, чем каждые 5 секунд.)--

'''UPDATE:''' В libvpx 1.6.0 значение по умолчанию для {{{kf_max_dist}}} установлено в 128, см. [[http://permalink.gmane.org/gmane.comp.multimedia.webm.devel/2587|[1] ]], [[https://chromium.googlesource.com/webm/libvpx/+/14828e756f92175c1a3c097c1048c01bbfba43a9%5E!/|[2] ]]
Line 121: Line 118:
 * Для хардсаба на Windows необходимо предварительно [[https://github.com/pituz/webm-thread/wiki/fontconfig-on-windows|настроить Fontconfig]]  * Для хардсаба на Windows необходимо предварительно [[https://github.com/pituz/webm-thread/wiki/fontconfig-on-windows|настроить Fontconfig]], либо использовать сборку ffmpeg с включённой опцией !DirectWrite для libass
Line 128: Line 125:
== Рекомендуемые настройки ресайза ==

Mitchell-Netravali ({{{-param0 1/3 -param1 1/3}}}) обеспечивает минимальное количество артефактов ресемплинга, при этом облегчая энкодеру задачу — фильтры типа Lanczos сохраняют слишком много деталей, которые трудно сжимать. См. также:
== Настройки ресайза ==

Фильтр Mitchell-Netravali ({{{-param0 1/3 -param1 1/3}}}) обеспечивает минимальное количество артефактов ресемплинга, при этом облегчая энкодеру задачу, — фильтры типа Lanczos сохраняют слишком много деталей, которые трудно сжимать. См. также:
Line 139: Line 136:
<<Anchor(cut)>>
== Как вырезать участок видео без перекодирования ==

Любое видео должно начинаться с ключевого кадра, поэтому при обрезке фрагмента через {{{-c copy}}}, значение ключа {{{-ss}}} '''обязано''' указывать на ключевой кадр с точностью хотя бы до миллисекунды. Заканчиваться же видео может в произвольном месте (на произвольном кадре). Команда в общем случае выглядит так: {{{ffmpeg -i in.webm -ss ??.??? -t ?? -c copy out.webm}}}

Способы узнать метки времени ключевых кадров:

 * В mpv открыть видео, нажать паузу и перемотать к нужному моменту с помощью стрелок; нажать на время в всплывающем меню OSC для отображения миллисекунд (все форматы; шаг перемотки (по умолчанию 5 секунд) можно изменить в настройках)
 * {{{mkvinfo -v in.webm | grep 'key, track number 1'}}} (mkv/webm; при условии, что видео идёт первым треком)
 * {{{ffprobe -v quiet -i in.webm -show_packets -select_streams 0:v:0 -of compact | grep flags=K}}} (все форматы)
 * {{{webm_info -i in.webm -all | grep key:1}}} (webm; необходимо собрать из [[https://chromium.googlesource.com/webm/libwebm/+/master/webm_info.cc|исходников]])

Или же можно использовать специализированный софт: [[../wybm|wybm]] (webm), [[https://github.com/ozmartian/vidcutter|VidCutter]] (все форматы, нет подсветки ключевых кадров), [[https://github.com/mifi/lossless-cut|LosslessCut]] (mp4/webm/ogg, нет подсветки ключевых кадров), [[http://avidemux.sourceforge.net/|avidemux]] (все форматы).
Line 150: Line 161:
 * Если файлы имеют расширения mkv, webm, mp4, avi и '''одинаковые кодеки''': {{{ffmpeg -f concat -i list.txt -c copy out.webm}}}, предварительно создав файл {{{list.txt}}} с содержимым:  * Если файлы имеют расширения mkv, webm, mp4, avi и '''одинаковые форматы''': {{{ffmpeg -f concat -i list.txt -c copy out.webm}}}, предварительно создав файл {{{list.txt}}} с содержимым:
Line 156: Line 167:
 * Если в файлах используются '''разные кодеки''', необходимо пережатие: {{{ffmpeg -i 1.mp4 -i 2.mkv -lavfi "[0:v:0][0:a:0][1:v:0][1:a:0]concat=n=2:v=1:a=1[v][a]" -map "[v]" -map "[a]" out.webm}}}

[[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Concatenate|Подробнее.]] '''Внимание:''' звуковые дорожки, особенно VBR, не всегда допустимо склеивать без пережатия.
 * То же самое, но только для файлов с расширениями mkv и webm: {{{mkvmerge -o out.webm 1.webm + 2.mkv + 3.webm}}}
 * Если в файлах используются '''разные форматы''', необходимо пережатие: {{{ffmpeg -i 1.mp4 -i 2.mkv -lavfi "[0:v:0][0:a:0][1:v:0][1:a:0]concat=n=2:v=1:a=1[v][a]" -map "[v]" -map "[a]" out.webm}}}

[[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Concatenate|Подробнее.]] '''Внимание:''' звуковые дорожки использующие VBR в общем случаев склеивать без пережатия некорректно. Например, Firefox может отказаться проигрывать WebM-файл, полученный из двух других с аудиотреками в формате Opus.

<<Anchor(webmfr)>>
== Почему WebM for Retards … ==

 * … кодирует короткое видео чуть ли не сутки: нужно убрать опцию {{{-quality best}}} из строки параметров
 * … обрезает исходное видео по длине: нужно убрать опцию {{{-fs ?}}} из строки параметров
Line 162: Line 180:
Искусственное повышение частоты кадров можно считать не более, чем модной игрушкой (простой аргумент: если это так легко, то почему релизеры медиапродукции этим не занимаются?). В большинстве случаев блендинг/интерполяция дают на выходе много артефактов, а полезность операции остаётся под вопросом. Тем не менее, ниже приведены ссылки на программы и документацию, посвящённые этому вопросу:

 * [[http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=60:2988|Огромная тема на ixbt]]
 * [[https://ffmpeg.org/ffmpeg-filters.html#framerate|Фильтр для FFmpeg]]
 * [[https://kaangenc.me/motion-interpolation-24-fps-to-60-fps-with-mpv-vapoursynth-and-mvtools.html|Интерполяция с помощью mpv, VapourSynth и MVTools]]
Искусственное повышение частоты кадров можно считать не более, чем модной игрушкой. В большинстве случаев блендинг/интерполяция дают на выходе много артефактов, а полезность операции остаётся под вопросом. Тем не менее, ниже приведены ссылки на программы и документацию, посвящённые этому вопросу:

 * Фильтры [[https://ffmpeg.org/ffmpeg-filters.html#framerate|framerate]] (blend), [[https://ffmpeg.org/ffmpeg-filters.html#minterpolate|minterpolate]] (dup, blend, mci) для FFmpeg

 * [[http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=60:2988|Длинный тред(ы) на ixbt]]
Line 168: Line 185:
 * [[https://www.svp-team.com/wiki/Plugins:_SVPflow|Популярный плагин SVPflow]], [[http://pastebin.com/kwtz9HhQ|гайд]] (Windows only, nonfree)  * [[https://avisynth.org.ru/mvtools/mvtools.html|Плагин MVTools для AviSynth]], [[https://github.com/dubhater/vapoursynth-mvtools|порт под VapourSynth]]
 * [[https://www.svp-team.com/wiki/Plugins:_SVPflow|Плагин SVPflow для AviSynth/VapourSynth]] (nonfree), [[http://pastebin.com/kwtz9HhQ|гайд]]
Line 173: Line 191:
 * [[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Capture/Desktop|Захват видео/аудио]]
 * [[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Capture/ALSA|Захват звука с ALSA]] (Linux only)
 * [[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Capture/Desktop|Захват видео/аудио с помощью FFmpeg]]
 * [[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Capture/ALSA|Захват звука с ALSA с помощью FFmpeg]] (Linux only)
Line 180: Line 198:
 * По умолчанию видео будет иметь цветовую субдискретизацию 4:4:4, которая плохо поддерживается браузерами; следует использовать опцию {{{-pix_fmt +yuv420p}}}  * При захвате звука, на входе желательно указывать параметры {{{-rtbufsize 1M -thread_queue_size 64}}}, иначе возможны переполнения буфера и разрывы аудиодорожки
* По умолчанию видео будет иметь цветовую субдискретизацию 4:4:4, которая плохо поддерживается браузерами; следует использовать опцию {{{-pix_fmt yuv420p}}}
Line 182: Line 201:
 * При захвате звука с ALSA на входе желательно указывать параметры {{{-rtbufsize 1M -thread_queue_size 64}}}, иначе возможны переполнения буфера и разрывы аудиодорожки
<<Anchor(edge)>>
== Как смотреть WebM в Edge ==

Следует использовать [[https://github.com/Kagami/webmify|данный юзерскрипт]].
Line 185: Line 208:
== Какие цветовые матрицы использовать ==

По состоянию на январь 2016, Firefox до сих пор использует только цветовую матрицу BT.601 при преобразовании YCbCr в RGB. Поэтому для одинакового и корректного отображения цветов во всех видах проигрывателей требуется конвертировать исходное видео в BT.601 (фильтр {{{colormatrix}}}) и ставить соответствующий тег (опция {{{-colorspace bt470bg}}}; нужна только VP9, т.к. VP8 по спецификации может содержать только BT.601). Большая часть современных рипов фильмов и аниме имеет цветовую матрицу BT.709 и фильтр должен иметь следующий вид: {{{-vf colormatrix=bt709:bt601}}}. Старые видео в SD-разрешении обычно имеют матрицу BT.601, поэтому преобразование не требуется, но тег всегда желателен. У некоторых видео может быть уже проставлен тег цветовой матрицы (можно проверить с помощью {{{ffmpeg -i in.mkv}}}), в таком случае он имеет приоритет перед вышеприведённой эвристикой по разрешению. Также следует иметь ввиду, что FFmpeg использует матрицу BT.601 по умолчанию при конвертировании между цветовыми моделями RGB и YCbCr (например, если на входе была PNG-картинка, а на выходе WebM).

В ближайшем будущем (2016-2017) ожидается переход на цветовую матрицу и пространство BT.2020 в релизах медиапродукции, что добавит изрядное количество проблем, т.к. нет простого способа преобразовать BT.2020 в BT.709/601.
== Какой должна быть цветовая матрица ==

Предпочтительнее использовать BT.709 и соответстующим образом маркировать видео (опция {{{-colorspace bt709}}}). [[https://github.com/Kagami/webm.py/wiki/Notes-on-encoding-settings#colormatrix|Подробности.]]

<<Anchor(hdr)>>
== Как кодировать HDR ==

Примеры для наиболее распространённого bt2020nc/bt2020/smpte2084, с целью дальнейшего просмотра видео на BT.709 устройстве.

'''Вариант 1: метаданные'''
 1. Опция {{{-colorspace bt2020_ncl}}} при кодировании (не обязательно, но раз предусмотрено поле на уровне VP9, то лучше так).
 2. Прописать метаданные на уровне контейнера через {{{mkvmerge --colour-transfer-characteristics 0:16 --colour-primaries 0:9 --max-luminance 0:1000 --min-luminance 0:0.001 in.webm -o out.webm}}} (нужен свежий MKVToolNix).

Плюсы: не нужно преобразование цветовых пространств. Минусы: в браузерах будет отображено некорректно.

'''Вариант 2: конвертация'''
 1. Опция {{{-colorspace bt709}}} при кодировании (для лучшей совместимости с Firefox 52).
 2. Фильтр {{{-vf zscale=p=709:t=709:m=709:npl=600}}} (опцию npl можно подкрутить в зависимости от исходника).

Плюсы: результат должен выглядеть везде более-менее одинаково.
Line 194: Line 232:
Задача: сконвертировать все mp4 файлы из текущего каталога в формат WebM.

 * Linux (Bash): {{{ls *.mp4 | while read f; do ffmpeg -i "$f" "${f%.*}.webm"; done}}}
'''Задача:''' сконвертировать все mp4 файлы из текущего каталога в формат WebM.

 * Linux (Bash): {{{for f in *.mp4; do ffmpeg -i "$f" "${f%.*}.webm"; done}}}
 * Linux (Z
sh): {{{for f in *.mp4; ffmpeg -i $f $f:r.webm }}}
Line 199: Line 238:
Задача: сконвертировать все файлы из каталога {{{in}}} в каталог {{{out}}} в формат WebM, сохраняя структуру.

 * Linux (Bash): {{{find in -type f | while read f; do mkdir -p "out/${f%/*}" && ffmpeg -i "$f" "out/${f%.*}.webm"; done}}}
'''Задача:''' сконвертировать все файлы из каталога {{{in}}} в каталог {{{out}}} в формат WebM, сохраняя структуру.

 * Linux (Bash): {{{find in -type f -print0 | while read -d $'\0' f; do mkdir -p "out/${f%/*}" && ffmpeg -nostdin -i "$f" "out/${f%.*}.webm"; done}}}
 * Linux (Zsh): {{{for f in in/**/*(.); mkdir -p out/$f:h && ffmpeg -i $f out/$f:r.webm}}}
Line 213: Line 253:
 * [[http://docs.livestreamer.io/|Livestreamer]] (CLI)
Line 214: Line 255:
 * [[https://www.4kdownload.com/products/product-videodownloader|4K Video Downloader]] (GUI)
 * [[https://mrs0m30n3.github.io/youtube-dl-gui/|youtube-dlG]] (GUI)
 * [[http://jdownloader.org/|JDownloader]] (GUI)
 * [[https://addons.mozilla.org/en-US/firefox/addon/complete-youtube-saver/|Complete YouTube Saver]] (Firefox addon)
Line 215: Line 260:
 * [[http://en.savefrom.net/|savefrom]] (online)
Line 219: Line 265:
Простые редакторы (cut, crop): '''Простые редакторы (cut, crop):'''
Line 224: Line 270:
Полнофункциональные:
'''Полнофункциональные:'''

 * [[https://www.shotcut.org/|Shotcut]] ([[https://www.shotcut.org/bin/view/Shotcut/TutorialVideos|видеоуроки]])
Line 227: Line 274:
 * [[http://www.shotcut.org/|Shotcut]]
Line 229: Line 275:
 * [[http://cinelerra-cv.org/|Cinelerra]] (Linux only)

[[http://xmodulo.com/good-video-editing-software-linux.html|Обзор редакторов.]]
Line 233: Line 282:
 * [[http://audacityteam.org/|Audacity]]  * [[http://www.audacityteam.org/|Audacity]]
Line 235: Line 284:

<<Anchor(vbr-crf)>>
== VBR vs. CRF ==

В [[https://arhivach.org/thread/109411/#1434939|некоторых случаях]] 2pass CRF выдаёт чуть лучшее качество, чем 2pass VBR, при том же размере файла. Поэтому на низких битрейтах может иметь смысл подогнать значение ключа {{{-crf}}} под требуемый размер файла. Например: {{{-b:v 0 -crf 50}}}
Line 245: Line 289:
 * [[https://arhivach.org/thread/120883/#1478504|WebM с ютуба без перекодирования]]  * [[https://arhivach.org/thread/120883/#1477181|Кодирование GIF]]
 * [[https://arhivach.org/thread/109411/#1434421|Сохранение качества видео на низких битрейтах]]
Line 247: Line 292:
 * [[https://arhivach.org/thread/120883/#1477181|Кодирование GIF]]
 * [[https://arhivach.org/thread/109411/#1434421|Сохранение качества картинки на низких битрейтах]]
Line 251: Line 294:


<<BR>>
<<Navigation(siblings)>>

Часто задаваемые вопросы WebM-треда в /s/

Данный FAQ подразумевает, что читающий владеет навыками работы с FFmpeg хотя бы на уровне webm-thread wiki. Все нижеследующие ключи относятся к FFmpeg, если не обозначено иное. Особенности размещения WebM в интернете относятся к Макабе (2ch.hk), если не обозначено иное.

Contents

  1. Часто задаваемые вопросы WebM-треда в /s/
    1. Почему консоль
    2. Какую обёртку FFmpeg использовать
    3. Рекомендуемый минимальный набор параметров
    4. Медленно кодируется VP9/используется только одно ядро
    5. Процессор всё ещё не полностью загружен при транскодинге в VP9
    6. VBR не попадает в лимит
    7. VBR vs. CRF
    8. При использовании ключа -ss энкодинг начинается не сразу/ключ -to работает некорректно
    9. Почему миниатюра чёрная/как сделать превью
    10. Превью не отображается/таб крэшится/зелёная полоса по краям/странные цвета
    11. Серый фон в нижней части видео/WebM не помещается в контейнер Макабы/растянутое превью
    12. Нет миниатюр у WebM-файлов в проводнике
    13. Не работает/тормозит перемотка
    14. Как прикрепить субтитры
    15. Настройки ресайза
    16. Как вырезать участок видео без перекодирования
    17. Разрезать видео на части
    18. Склеить видео из нескольких частей
    19. Почему WebM for Retards …
    20. 60fps
    21. Захват видео с экрана
    22. Как смотреть WebM в Edge
    23. Какой должна быть цветовая матрица
    24. Как кодировать HDR
    25. Сконвертировать множество видео за один раз
    26. Удалить метаданные
    27. Скачать с YouTube/прочего стриминг-сайта
    28. Бесплатные видеоредакторы
    29. Бесплатные аудиоредакторы
    30. Прочие ссылки

Почему консоль

Преимущество FFmpeg состоит в том, что он предоставляет достаточно низкоуровневый доступ к процессу кодирования, обладая при этом огромной функциональностью. Дело не в том, что консольный интерфейс чем-то лучше, а в возможности управлять каждым параметров энкодера, добиваясь максимально качественного результата. GUI, как правило, данной способности лишены и сильно ограничивают гибкость настройки. Развёрнутый ответ.

Какую обёртку FFmpeg использовать

Хоть обёртки (т.е. программы, использующие внутри себя FFmpeg, но предоставляющие упрощённый интерфейс) и ограничивают гибкость, они вполне оправданы для типового энкода, если устраивают опции, которые они использует (во многих обёртках можно вводить и raw-опции FFmpeg, но ограничения скорее всего будут). Текущие популярные варианты:

Полный список. Онлайн-конвертеры.

Рекомендуемый минимальный набор параметров

  • VP9, умеренное качество, приемлемая скорость: ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -threads 8 -g 128 -frame-parallel 0 -pix_fmt yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm

  • VP9, лучшее качество, но медленно: ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -tile-columns 0 -speed 0 -g 9999 -frame-parallel 0 -pix_fmt yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm

  • VP8: ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx -b:v ???k -threads 8 -speed 0 -g 9999 -auto-alt-ref 1 -lag-in-frames 25 -pix_fmt yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm

ffmpeg 3.3+/libvpx 1.6.2+ позволяют использовать опцию -row-mt для лучшего распараллеливания процесса транскодинга. См. описание.

Медленно кодируется VP9/используется только одно ядро

  1. Убедиться, что не выбран режим -quality best (good по умолчанию)

  2. Убедиться, что используется версия libvpx >= 1.4.0

  3. Убедиться, что присутствует ключ -threads 8 (или больше)

  4. -tile-columns >= 3 для 8 тредов (6 по умолчанию)

  5. -row-mt 1 (опционально)

Процессор всё ещё не полностью загружен при транскодинге в VP9

libvpx-vp9 использует tile-columns multithreading, поэтому число потоков энкодера зависит от разрешения видео. В общем случае число потоков считается как 2^floor(log2((w+63)/256)), где w — ширина итогового видео. Т.е.:

  • Ширина <=448px = 1 тред

  • Ширина >448px = 2 треда

  • Ширина >960px = 4 треда

  • Ширина >1984px = 8 тредов

  • Ширина >4032px = 16 тредов

и т.д. При этом треды энкодера не обязательно будут загружать ядра на 100% в силу ограничений алгоритмов распараллеливания. Если процессор изрядно простаивает, имеет смысл кодировать видео по частам в отдельных процессах FFmpeg, используя опции -ss и -t и склеивая полученные файлы на уровне демуксера. Опция -tile-columns (6 по умолчанию) указывает на максимальное число рекурсивных делений видео на колонки (реальное значение считается как log2(threads)). Следует отметить, что -tile-columns > 0, ровно как и разделение видео на независимые части, приводит к некоторому ухудшению качества итогового видео. См. также опцию -row-mt.

VBR не попадает в лимит

Rate control в libvpx-vp9 ещё далёк от совершенства. Для несложных исходников вроде анимации имеет смысл выставить -qmax в районе 30÷35, чтобы избежать undershoot (или использовать CRF, например: -b:v 0 -crf 25). Так или иначе, полностью промахов мимо лимита не избежать. Если промах составляет несколько мегабайт, лучше перекодировать видео со слегка изменёнными -b:v/-qmin/-qmax. Можно перекодировать только аудио и перемуксить со старым видео, эта операция занимает совсем немного времени (см. скрипт, ещё один). При совсем небольшом overshoot в районе десятков килобайт, перемуксить с помощью mkvmerge может быть достаточно (муксер mkvmerge чуть более эффективен, чем FFmpeg). Ещё один вариант — обрезать секунды или доли секунды с конца (-c copy -t ??), если исходный хронометраж не критичен.

VBR vs. CRF

В некоторых случаях 2pass CRF выдаёт чуть лучшее качество, чем 2pass VBR, при том же размере файла. Поэтому на низких битрейтах может иметь смысл подогнать значение ключа -crf под требуемый размер файла. Например: -b:v 0 -crf 50

См. также: сравнения Netflix компрессии различных режимов libvpx-vp9.

При использовании ключа -ss энкодинг начинается не сразу/ключ -to работает некорректно

При использовании ключа -ss после -i, FFmpeg декодирует видео покадрово до указанного момента. Если опции -ss указана перед -i, будут использоваться ключевые кадры, что значительно ускорит процесс. Однако, ключ -to в таком случае начинает работать как -t. Подробнее. Оптимальное решение: использовать -ss перед -i, не использовать -to (см. также раздел про субтитры).

Почему миниатюра чёрная/как сделать превью

Макаба использует первый кадр видео для генерации миниатюры, который в большинстве фильмов и клипов чёрный. Есть несколько способов получить адекватное превью:

  • В случае клипа часто достаточно убрать первые полсекунды (-ss 0.5)

  • Можно воспользоваться хаком: кодировать кадр превью в виде второго видео-трека с большим разрешением; Макаба использует его для миниатюры, браузеры же будут проигрывать только первый трек (скрипт, видеоурок).
    Внимание: многие конвертеры могут некорректно обрабатывать полученное видео. Например, отображать только единственный кадр второй дорожки. Поэтому используйте данный способ, если видео предназначено исключительно для двача.

  • Способ с добавлением кадра превью в начало видео

Поддержка создания превью через GUI присутствует в wybm и boram.

Превью не отображается/таб крэшится/зелёная полоса по краям/странные цвета

Вероятнее всего была использована плохо поддерживаемая цветовая субдискретизация. Следует перекодировать видео с опцией -pix_fmt yuv420p

Серый фон в нижней части видео/WebM не помещается в контейнер Макабы/растянутое превью

Макаба не поддерживает анаморфные исходники и использует значения PixelWidth/PixelHeight, указанные в файле, тогда как для отображения используются значения DisplayWidth/DisplayHeight.

Пример: допустим, имеется видео со следующими метаданными: Stream #0:0: Video: vp9 (Profile 0), yuv420p(tv), 960x540, SAR 249:224 DAR 83:42, 23.98 fps, 23.98 tbr, 1k tbn, 1k tbc (default). Макаба поместит видео в контейнер размером 960x540, видео же будет отображено браузером в разрешении (960*249/224)x540 = 1067x540 и, как следствие, целиком в контейнер не впишется. Чтобы этого избежать, следует использовать SAR 1:1: -vf scale=960:960/dar

Следует отметить, что миниатюра также будет иметь аспект PixelWidth:PixelHeight, поэтому при SAR не равному 1:1, либо при использовании разных аспектов для первого видео-трека и видео-трека превью, возможно искажение оригинальных пропорций последнего.

Нет миниатюр у WebM-файлов в проводнике

Необходимо установить одну из нижеследующих программ:

Не работает/тормозит перемотка

В libvpx-vp9 по умолчанию нет ограничений на частоту появления ключевых кадров (что экономит битрейт), поэтому в видео с редкими сменами сцен их может быть слишком мало, что делает перемотку неудобной (эффективная смена позиции в видео возможна только по границам ключевых кадров). Если быстрая перемотка важнее итогового размера, следуется использовать ключ -g. Например, при -g 120 и видео 24 fps, ключевые кадры будут появляеться не реже, чем каждые 5 секунд.

UPDATE: В libvpx 1.6.0 значение по умолчанию для kf_max_dist установлено в 128, см. [1], [2]

Как прикрепить субтитры

Браузеры не поддерживают встроенный софтсаб (только внешние сабы через тег <track>), поэтому единственный вариант, не требующий специальной поддержки со стороны сайта, — хардсаб.

  • Базовый синтаксис: -vf "subtitles=sub.ass" (работает и с файлами типа mkv, mp4)

  • Для хардсаба на Windows необходимо предварительно настроить Fontconfig, либо использовать сборку ffmpeg с включённой опцией DirectWrite для libass

  • Если в используемой команде FFmpeg ключ -ss стоит перед -i, требуется добавить фильтр setpts со сдвигом на то же число секунд: -vf "setpts=PTS+??/TB,subtitles=sub.ass,setpts=PTS-STARTPTS" (баг)

  • Если в файле несколько треков с субтитрами, выбрать нужный можно с помощью опции si, например: -vf "subtitles=in.mkv:si=1" (выберет второй трек с субтитрами; индекс относительный и начинается с нуля)

  • Правила экранирования специальных символов (проще переименовать файл)

  • На Windows при указании полного пути до файла с субтитрами, следует использовать синтаксис: -vf "subtitles=C\\:/dir/sub.ass" (проще переместить в текущий каталог)

Настройки ресайза

Фильтр Mitchell-Netravali (-param0 1/3 -param1 1/3) обеспечивает минимальное количество артефактов ресемплинга, при этом облегчая энкодеру задачу, — фильтры типа Lanczos сохраняют слишком много деталей, которые трудно сжимать. См. также:

cubic_survey.gif

Как вырезать участок видео без перекодирования

Любое видео должно начинаться с ключевого кадра, поэтому при обрезке фрагмента через -c copy, значение ключа -ss обязано указывать на ключевой кадр с точностью хотя бы до миллисекунды. Заканчиваться же видео может в произвольном месте (на произвольном кадре). Команда в общем случае выглядит так: ffmpeg -i in.webm -ss ??.??? -t ?? -c copy out.webm

Способы узнать метки времени ключевых кадров:

  • В mpv открыть видео, нажать паузу и перемотать к нужному моменту с помощью стрелок; нажать на время в всплывающем меню OSC для отображения миллисекунд (все форматы; шаг перемотки (по умолчанию 5 секунд) можно изменить в настройках)
  • mkvinfo -v in.webm | grep 'key, track number 1' (mkv/webm; при условии, что видео идёт первым треком)

  • ffprobe -v quiet -i in.webm -show_packets -select_streams 0:v:0 -of compact | grep flags=K (все форматы)

  • webm_info -i in.webm -all | grep key:1 (webm; необходимо собрать из исходников)

Или же можно использовать специализированный софт: wybm (webm), VidCutter (все форматы, нет подсветки ключевых кадров), LosslessCut (mp4/webm/ogg, нет подсветки ключевых кадров), avidemux (все форматы).

Разрезать видео на части

mkvmerge --split ??m -o out.webm in.webm

Фрагменты могут иметь чуть больший итоговый размер в силу особенностей работы mkvmerge. Скрипт, который делит файл на части строго не больше указанного размера, доступен по ссылке.

Склеить видео из нескольких частей

  • Если файлы имеют расширения vob, mpg, ts: ffmpeg -i "concat:1.vob|2.vob|3.vob" -c copy out.vob

  • Если файлы имеют расширения mkv, webm, mp4, avi и одинаковые форматы: ffmpeg -f concat -i list.txt -c copy out.webm, предварительно создав файл list.txt с содержимым:

file '/path/to/1.webm'
file '/path/to/2.webm'
file '/path/to/3.webm'
  • То же самое, но только для файлов с расширениями mkv и webm: mkvmerge -o out.webm 1.webm + 2.mkv + 3.webm

  • Если в файлах используются разные форматы, необходимо пережатие: ffmpeg -i 1.mp4 -i 2.mkv -lavfi "[0:v:0][0:a:0][1:v:0][1:a:0]concat=n=2:v=1:a=1[v][a]" -map "[v]" -map "[a]" out.webm

Подробнее. Внимание: звуковые дорожки использующие VBR в общем случаев склеивать без пережатия некорректно. Например, Firefox может отказаться проигрывать WebM-файл, полученный из двух других с аудиотреками в формате Opus.

Почему WebM for Retards …

  • … кодирует короткое видео чуть ли не сутки: нужно убрать опцию -quality best из строки параметров

  • … обрезает исходное видео по длине: нужно убрать опцию -fs ? из строки параметров

60fps

Искусственное повышение частоты кадров можно считать не более, чем модной игрушкой. В большинстве случаев блендинг/интерполяция дают на выходе много артефактов, а полезность операции остаётся под вопросом. Тем не менее, ниже приведены ссылки на программы и документацию, посвящённые этому вопросу:

Захват видео с экрана

Несколько советов:

  • Если нужно получить видео в формате WebM, то лучше всего захватывать как H.264 lossless/WAV (см. ссылки выше), а затем пережимать в VP9/Opus двумя проходами
  • При захвате звука, на входе желательно указывать параметры -rtbufsize 1M -thread_queue_size 64, иначе возможны переполнения буфера и разрывы аудиодорожки

  • По умолчанию видео будет иметь цветовую субдискретизацию 4:4:4, которая плохо поддерживается браузерами; следует использовать опцию -pix_fmt yuv420p

  • При использовании цветовой модели YCbCr (основная для большинства форматов), полученное видео будет иметь цветовую матрицу BT.601 (дефолтная для FFmpeg), поэтому результирующую WebM лучше соответствующим образом промаркировать (-colorspace bt470bg)

Как смотреть WebM в Edge

Следует использовать данный юзерскрипт.

Какой должна быть цветовая матрица

Предпочтительнее использовать BT.709 и соответстующим образом маркировать видео (опция -colorspace bt709). Подробности.

Как кодировать HDR

Примеры для наиболее распространённого bt2020nc/bt2020/smpte2084, с целью дальнейшего просмотра видео на BT.709 устройстве.

Вариант 1: метаданные

  1. Опция -colorspace bt2020_ncl при кодировании (не обязательно, но раз предусмотрено поле на уровне VP9, то лучше так).

  2. Прописать метаданные на уровне контейнера через mkvmerge --colour-transfer-characteristics 0:16 --colour-primaries 0:9 --max-luminance 0:1000 --min-luminance 0:0.001 in.webm -o out.webm (нужен свежий MKVToolNix).

Плюсы: не нужно преобразование цветовых пространств. Минусы: в браузерах будет отображено некорректно.

Вариант 2: конвертация

  1. Опция -colorspace bt709 при кодировании (для лучшей совместимости с Firefox 52).

  2. Фильтр -vf zscale=p=709:t=709:m=709:npl=600 (опцию npl можно подкрутить в зависимости от исходника).

Плюсы: результат должен выглядеть везде более-менее одинаково.

Сконвертировать множество видео за один раз

Задача: сконвертировать все mp4 файлы из текущего каталога в формат WebM.

  • Linux (Bash): for f in *.mp4; do ffmpeg -i "$f" "${f%.*}.webm"; done

  • Linux (Zsh): for f in *.mp4; ffmpeg -i $f $f:r.webm 

  • Windows (PowerShell): ls *.mp4 | % { ffmpeg -i $_.name "$($_.basename).webm" } 

Задача: сконвертировать все файлы из каталога in в каталог out в формат WebM, сохраняя структуру.

  • Linux (Bash): find in -type f -print0 | while read -d $'\0' f; do mkdir -p "out/${f%/*}" && ffmpeg -nostdin -i "$f" "out/${f%.*}.webm"; done

  • Linux (Zsh): for f in in/**/*(.); mkdir -p out/$f:h && ffmpeg -i $f out/$f:r.webm

  • Windows (PowerShell): ls in -rec | ? { !$_.psiscontainer } | % { $d=rvpa -rel $_.directoryname; mkdir -f "out\$d"; ffmpeg -i $_.fullname "out\$d\$($_.basename).webm" } 

Удалить метаданные

ffmpeg -i in.webm -c copy -map_metadata -1 out.webm

Скачать с YouTube/прочего стриминг-сайта

Бесплатные видеоредакторы

Простые редакторы (cut, crop):

Полнофункциональные:

Обзор редакторов.

Бесплатные аудиоредакторы

Прочие ссылки


webm/s (last edited 2017-05-04 08:31:48 by Kagami)