= Часто задаваемые вопросы WebM-треда в /s/ = Данный FAQ подразумевает, что читающий владеет навыками работы с FFmpeg хотя бы на уровне [[https://github.com/pituz/webm-thread/wiki|webm-thread wiki]]. Все нижеследующие ключи относятся к FFmpeg, если не обозначено иное. <> <> == Почему консоль == Преимущество FFmpeg состоит в том, что он предоставляет достаточно низкоуровневый доступ к процессу кодирования, обладая при этом огромной функциональностью. Дело не в том, что консольный интерфейс чем-то лучше, а в возможности управлять каждым параметров энкодера, добиваясь максимально качественного результата. GUI, как правило, данной способности лишены и сильно ограничивают гибкость настройки. [[https://arhivach.org/thread/109411/#1396973|Развёрнутый ответ.]] <> == Какую обёртку FFmpeg использовать == Хоть обёртки (т.е. программы, использующие внутри себя FFmpeg, но предоставляющие упрощённый интерфейс) и ограничивают гибкость, они вполне оправданы для типового энкода, если устраивают опции, которые они использует (во многих обёртках можно вводить и raw-опции FFmpeg, но ограничения так или иначе будут). Текущие популярные варианты: * Windows: [[https://gitgud.io/nixx/WebMConverter|WebM for Retards]] * Linux: [[https://pypi.python.org/pypi/webm|webm.py]] (CLI), [[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/WebMaster|WebMaster]] (CLI), [[https://qwinff.github.io/|QWinFF]] (GUI) [[https://github.com/Kagami/webm.py/wiki/Related-links#webm-tools|Полный список.]] [[https://github.com/Kagami/webm.py/wiki/Related-links#online|Онлайн-конвертеры.]] <> == Рекомендуемый минимальный набор параметров == * VP9, умеренное качество, приемлемая скорость: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -threads 8 -frame-parallel 0 -pix_fmt +yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm}}} * VP9, лучшее качество, но медленно: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx-vp9 -b:v ???k -tile-columns 0 -speed 0 -frame-parallel 0 -pix_fmt +yuv420p -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm}}} * VP8: {{{ffmpeg -i in.mkv -c:v libvpx -b:v ???k -threads 8 -speed 0 -g 9999 -auto-alt-ref 1 -c:a libopus -b:a 64k -sn -pass ? -y out.webm}}} <> == Медленно кодируется VP9/используется только одно ядро == 1. Убедиться, что присутствует ключ {{{-threads 8}}} (или больше) 2. Убедиться, что используется версия {{{libvpx >= 1.4.0}}} 3. {{{-tile-columns >= 3}}} для 8 тредов (6 по умолчанию) <> == Процессор всё ещё не полностью загружен при транскодинге в VP9 == libvpx-vp9 [[http://permalink.gmane.org/gmane.comp.multimedia.webm.devel/2339|использует tile-columns multithreading]], поэтому число потоков энкодера зависит от разрешения видео. В общем случае число потоков считается как {{{2^floor(log2((w+63)/256))}}}, где {{{w}}} — ширина итогового видео. Т.е.: * Ширина <=448px = 1 тред * Ширина >448px = 2 треда * Ширина >960px = 4 треда * Ширина >1984px = 8 тредов * Ширина >4032px = 16 тредов и т.д. При этом треды энкодера не обязательно будут загружать ядра на 100% в силу ограничений алгоритмов распараллеливания. Если процессор изрядно простаивает, имеет смысл кодировать видео по частам в отдельных процессах FFmpeg, используя опции {{{-ss}}} и {{{-t}}} и склеивая полученные файлы на уровне демуксера. Опция {{{-tile-columns}}} (6 по умолчанию) указывает на максимальное число рекурсивных делений видео на колонки (реальное значение считается как {{{log2(threads)}}}). Следует отметить, что {{{-tile-columns > 0}}}, ровно как и разделение видео на независимые части, приводит к некоторому ухудшению качества итогового видео. <> == VBR не попадает в лимит == Rate control в libvpx-vp9 ещё далёк от совершенства. Есть несколько способов уменьшить его огрехи: * Для несложных исходников вроде анимации имеет смысл выставить {{{-qmax}}} в районе 30÷35, чтобы избежать undershoot (или использовать CRF, например: {{{-b:v 0 -crf 25}}}) * Для сложных сцен из фильмов {{{-qmin}}} в районе 15÷20 поможет от overshoot Так или иначе, полностью промахов мимо лимита не избежать. Если промах больше 500 килобайт, лучше перекодировать видео со слегка изменёнными {{{-b:v/-qmin/-qmax}}}. Иначе можно перекодировать только аудио и перемуксить со старым видео, выйдет гораздо быстрее по времени (см. [[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/fit-audio-to-limit|скрипт]]). При совсем небольшом overshoot в районе десятков килобайт, перемуксить с помощью mkvmerge может быть достаточно (муксер mkvmerge чуть более эффективен, чем FFmpeg). Ещё один вариант — обрезать пару секунд с конца ({{{-c copy -t ??}}}), если исходный хронометраж не критичен. <> == При использовании ключа -ss энкодинг начинается не сразу/ключ -to работает некорректно == При использовании ключа {{{-ss}}} '''после''' {{{-i}}}, FFmpeg декодирует видео покадрово до указанного момента. Если опции {{{-ss}}} указана '''перед''' {{{-i}}}, будут использоваться ключевые кадры, что значительно ускорит процесс. Однако, ключ {{{-to}}} в таком случае начинает работать как {{{-t}}}. [[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Seeking|Подробнее.]] Оптимальное решение: использовать {{{-ss}}} '''перед''' {{{-i}}}, '''не''' использовать {{{-to}}} (см. также раздел про субтитры). <> == Почему миниатюра чёрная/как сделать превью == Макаба использует первый кадр видео для генерации миниатюры, который в большинстве фильмов и клипов чёрный. Есть несколько способов получить адекватное превью: * В случае клипа часто достаточно убрать первые полсекунды ({{{-ss 0.5}}}) * Можно воспользоваться хаком: кодировать кадр превью в виде второго видео-трека с большим разрешением; макаба использует его для миниатюры, браузеры же будут проигрывать только первый трек ([[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/add-preview|скрипт]], [[https://hive.blasux.ru/webm/s?action=AttachFile&do=get&target=preview-guide.webm|видеоурок]]) * [[https://github.com/pituz/webm-thread/wiki/Pro-tips#Добавление-превью|Устаревший способ с добавлением кадра в начало основного видео]] Поддержка создания превью через GUI также есть в [[../wybm|wybm]]. <> == Превью не отображается/таб крэшится/зелёная полоса по краям/странные цвета == Вероятнее всего была использована плохо поддерживаемая [[https://en.wikipedia.org/wiki/Chroma_subsampling|цветовая субдискретизация]]. Следует перекодировать видео с опцией {{{-pix_fmt +yuv420p}}} <> == Серый фон в нижней части видео/WebM не помещается в контейнер макабы/растянутое превью == Макаба не поддерживает анаморфные исходники и использует значения !PixelWidth/PixelHeight, указанные в файле, тогда как для отображения используются значения !DisplayWidth/DisplayHeight. Пример: допустим, имеется видео со следующими метаданными: ''Stream #0:0: Video: vp9 (Profile 0), yuv420p(tv), '''960x540, SAR 249:224 DAR 83:42''', 23.98 fps, 23.98 tbr, 1k tbn, 1k tbc (default)''. Макаба поместит видео в контейнер размером 960x540, видео же будет отображено браузером в разрешении (960*249/224)x540 = 1067x540 и, как следствие, целиком в контейнер не впишется. Чтобы этого избежать, следует использовать SAR 1:1: {{{-vf scale=960:960/dar}}} Следует отметить, что миниатюра также будет иметь аспект PixelWidth:PixelHeight, поэтому при SAR не равному 1:1, либо при использовании разных аспектов для первого видео-трека и видео-трека превью, возможно искажение оригинальных пропорций последнего. <> == Нет миниатюр у WebM-файлов в проводнике == Необходимо установить одну из нижеследующих программ: * [[http://www.babelsoft.net/products.htm|Media Preview]] (Windows, nonfree) * [[http://www.videohelp.com/software/Icaros|Icaros]] (Windows, nonfree) * [[https://github.com/dirkvdb/ffmpegthumbnailer|ffmpegthumbnailer]] (Linux) <> == Не работает/тормозит перемотка == В libvpx-vp9 по умолчанию нет ограничений на частоту появления ключевых кадров ([[https://arhivach.org/thread/120883/#1496522|что экономит битрейт]]), поэтому в видео с редкими сменами сцен их может быть слишком мало, что делает перемотку неудобной (эффективная смена позиции в видео возможна только по границам ключевых кадров). Если быстрая перемотка важнее итогового размера, следуется использовать ключ {{{-g}}}. Например, при {{{-g 120}}} и видео 24 fps, ключевые кадры будут появляеться не реже, чем каждые 5 секунд. <> == Как прикрепить субтитры == Браузеры не поддерживают встроенный софтсаб (только внешние сабы через тег [[https://developer.mozilla.org/en-US/docs/Web/HTML/Element/track|]]), поэтому единственный вариант, не требующий специальной поддержки со стороны сайта, — хардсаб. * Базовый синтаксис: {{{-vf "subtitles=sub.ass"}}} (работает и с файлами типа mkv, mp4) * Для хардсаба на Windows необходимо предварительно [[https://github.com/pituz/webm-thread/wiki/fontconfig-on-windows|настроить Fontconfig]] * Если в используемой команде FFmpeg ключ {{{-ss}}} стоит '''перед''' {{{-i}}}, требуется добавить фильтр {{{setpts}}} со сдвигом на то же число секунд: {{{-vf "setpts=PTS+??/TB,subtitles=sub.ass,setpts=PTS-STARTPTS"}}} ([[https://trac.ffmpeg.org/ticket/2067|баг]]) * Если в файле несколько треков с субтитрами, выбрать нужный можно с помощью опции {{{si}}}, например: {{{-vf "subtitles=in.mkv:si=1"}}} (выберет второй трек с субтитрами; индекс относительный и начинается с нуля) * [[https://ffmpeg.org/ffmpeg-filters.html#Notes-on-filtergraph-escaping|Правила экранирования специальных символов]] (проще переименовать файл) * На Windows при указании полного пути до файла с субтитрами, следует использовать синтаксис: {{{-vf "subtitles=C\\:/dir/sub.ass"}}} (проще переместить в текущий каталог) <> == Рекомендуемые настройки ресайза == Фильтр Mitchell-Netravali ({{{-param0 1/3 -param1 1/3}}}) обеспечивает минимальное количество артефактов ресемплинга, при этом облегчая энкодеру задачу, — фильтры типа Lanczos сохраняют слишком много деталей, которые трудно сжимать. См. также: * https://arhivach.org/thread/120883/#1496241 * http://avisynth.nl/index.php/Resize#LanczosResize * http://www.imagemagick.org/Usage/filter/ * http://www.imagemagick.org/Usage/filter/nicolas/ {{attachment:cubic_survey.gif}} <> == Как вырезать участок видео без перекодирования == Любое видео должно начинаться с ключевого кадра, поэтому при обрезке фрагмента через {{{-c copy}}}, значение ключа {{{-ss}}} '''обязано''' указывать на ключевой кадр с точностью хотя бы до миллисекунды. Заканчиваться же видео может в произвольном месте (на произвольном кадре). Команда в общем случае выглядит так: {{{ffmpeg -i in.webm -ss ??.??? -t ?? -c copy out.webm}}} Способы узнать метки времени ключевых кадров: * В mpv открыть видео, нажать паузу и перемотать к нужному моменту с помощью стрелок; нажать на время в всплывающем меню OSC для отображения миллисекунд (поддерживает любые форматы, но шаг перемотки может быть слишком большим) * {{{mkvinfo -v in.webm | grep 'key, track number 1'}}} (при условии, что видео идёт первым треком; поддерживает форматы Matroska, WebM) * {{{webm_info -i in.webm -all | grep key:1}}} (необходимо собрать из [[https://chromium.googlesource.com/webm/webm-tools/+/master/webm_info/|исходников]]; поддерживает формат WebM) * {{{ffprobe -v quiet -show_frames -select_streams v -of compact in.webm | grep key_frame=1}}} (поддерживает любые форматы, но медленно, т.к. декодирует все кадры в видео) Или же можно использовать специализированную программу [[../wybm|wybm]]. <> == Разрезать видео на части == {{{mkvmerge --split ??m -o out.webm in.webm}}} Фрагменты могут иметь чуть больший итоговый размер в силу особенностей работы mkvmerge. Скрипт, который делит файл на части строго не больше указанного размера, доступен по [[https://github.com/pituz/webm-thread/blob/master/tools/mkvsplit|ссылке]]. <> == Склеить видео из нескольких частей == * Если файлы имеют расширения vob, mpg, ts: {{{ffmpeg -i "concat:1.vob|2.vob|3.vob" -c copy out.vob}}} * Если файлы имеют расширения mkv, webm, mp4, avi и '''одинаковые форматы''': {{{ffmpeg -f concat -i list.txt -c copy out.webm}}}, предварительно создав файл {{{list.txt}}} с содержимым: {{{ file '/path/to/1.webm' file '/path/to/2.webm' file '/path/to/3.webm' }}} * Если в файлах используются '''разные форматы''', необходимо пережатие: {{{ffmpeg -i 1.mp4 -i 2.mkv -lavfi "[0:v:0][0:a:0][1:v:0][1:a:0]concat=n=2:v=1:a=1[v][a]" -map "[v]" -map "[a]" out.webm}}} [[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Concatenate|Подробнее.]] '''Внимание:''' звуковые дорожки, особенно VBR, не всегда допустимо склеивать без пережатия. <> == Почему WebM for Retards … == * … кодирует короткое видео чуть ли не сутки: нужно убрать опцию {{{-quality best}}} из строки параметров * … обрезает исходное видео по длине: нужно убрать опцию {{{-fs ?}}} из строки параметров == 60fps == Искусственное повышение частоты кадров можно считать не более, чем модной игрушкой (простой аргумент: если это так легко, то почему релизеры медиапродукции этим не занимаются?). В большинстве случаев блендинг/интерполяция дают на выходе много артефактов, а полезность операции остаётся под вопросом. Тем не менее, ниже приведены ссылки на программы и документацию, посвящённые этому вопросу: * [[http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=60:2988|Огромная тема на ixbt]] * [[https://ffmpeg.org/ffmpeg-filters.html#framerate|Фильтр для FFmpeg]] * [[https://kaangenc.me/motion-interpolation-24-fps-to-60-fps-with-mpv-vapoursynth-and-mvtools.html|Интерполяция с помощью mpv, VapourSynth и MVTools]] * [[https://dump.bitcheese.net/files/ypomona/hybrid-60fps.webm|Видеоурок по Hybrid]] (nonfree) * [[https://www.svp-team.com/wiki/Plugins:_SVPflow|Популярный плагин SVPflow]], [[http://pastebin.com/kwtz9HhQ|гайд]] (Windows only, nonfree) <> == Захват видео с экрана == * [[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Capture/Desktop|Захват видео/аудио с помощью FFmpeg]] * [[https://trac.ffmpeg.org/wiki/Capture/ALSA|Захват звука с ALSA с помощью FFmpeg]] (Linux only) * [[https://obsproject.com/|Open Broadcaster Software]] (может захватывать контекст OpenGL/Direct3D) Несколько советов: * Если нужно получить видео в формате WebM, то лучше всего захватывать как H.264 lossless/WAV (см. ссылки выше), а затем пережимать в VP9/Opus двумя проходами * При захвате звука, на входе желательно указывать параметры {{{-rtbufsize 1M -thread_queue_size 64}}}, иначе возможны переполнения буфера и разрывы аудиодорожки * По умолчанию видео будет иметь цветовую субдискретизацию 4:4:4, которая плохо поддерживается браузерами; следует использовать опцию {{{-pix_fmt +yuv420p}}} * При использовании цветовой модели YCbCr (основная для большинства форматов), полученное видео будет иметь цветовую матрицу BT.601 (дефолтная для FFmpeg), поэтому результирующую WebM лучше соответствующим образом промаркировать ({{{-colorspace bt470bg}}}) <> == Какие цветовые матрицы использовать == По состоянию на январь 2016, Firefox до сих пор использует только цветовую матрицу BT.601 при преобразовании YCbCr в RGB ([[https://bugzilla.mozilla.org/show_bug.cgi?id=1210357|баг]]). Поэтому для одинакового и корректного отображения цветов во всех видах проигрывателей требуется конвертировать исходное видео в BT.601 (фильтр {{{colormatrix}}}) и ставить соответствующий тег (опция {{{-colorspace bt470bg}}}; нужна только для VP9, т.к. VP8 по спецификации может содержать только BT.601). Большая часть современных рипов фильмов и аниме имеет цветовую матрицу BT.709 и фильтр должен иметь следующий вид: {{{-vf colormatrix=bt709:bt601}}}. Старые видео в SD-разрешении обычно имеют матрицу BT.601, поэтому преобразование не требуется, но тег всегда желателен. У некоторых видео может быть уже проставлен тег цветовой матрицы (можно проверить с помощью {{{ffmpeg -i in.mkv}}}), в таком случае он имеет приоритет перед вышеприведённой эвристикой по разрешению. Также следует иметь ввиду, что FFmpeg по умолчанию использует матрицу BT.601 при конвертировании между цветовыми моделями RGB и YCbCr (например, если на входе была PNG-картинка, а на выходе WebM). В ближайшем будущем (2016-2017) ожидается переход на цветовую матрицу и пространство BT.2020 в релизах медиапродукции, что добавит изрядное количество проблем, т.к. нет простого способа преобразовать BT.2020 в BT.709/601. <> == Сконвертировать множество видео за один раз == Задача: сконвертировать все mp4 файлы из текущего каталога в формат WebM. * Linux (Bash): {{{ls *.mp4 | while read f; do ffmpeg -i "$f" "${f%.*}.webm"; done}}} * Windows (!PowerShell): {{{ls *.mp4 | % { ffmpeg -i $_.name "$($_.basename).webm" } }}} Задача: сконвертировать все файлы из каталога {{{in}}} в каталог {{{out}}} в формат WebM, сохраняя структуру. * Linux (Bash): {{{find in -type f | while read f; do mkdir -p "out/${f%/*}" && ffmpeg -i "$f" "out/${f%.*}.webm"; done}}} * Windows (!PowerShell): {{{ls in -rec | ? { !$_.psiscontainer } | % { $d=rvpa -rel $_.directoryname; mkdir -f "out\$d"; ffmpeg -i $_.fullname "out\$d\$($_.basename).webm" } }}} <> == Удалить метаданные == {{{ffmpeg -i in.webm -c copy -map_metadata -1 out.webm}}} <> == Скачать с YouTube/прочего стриминг-сайта == * [[https://rg3.github.io/youtube-dl/|youtube-dl]] (CLI) * [[http://docs.livestreamer.io/|Livestreamer]] (CLI) * [[../wybm|wybm]] (GUI) * [[https://www.4kdownload.com/products/product-videodownloader|4K Video Downloader]] (GUI) * [[https://addons.mozilla.org/en-US/firefox/addon/complete-youtube-saver/|Complete YouTube Saver]] (Firefox addon) * [[http://keepvid.com/|KeepVid]] (online) * [[http://en.savefrom.net/|savefrom]] (online) <> == Бесплатные видеоредакторы == Простые редакторы (cut, crop): * [[http://fixounet.free.fr/avidemux/|avidemux]] * [[http://www.virtualdub.org/|VirtualDub]] (Windows only) Полнофункциональные: * [[https://www.blender.org/|Blender]] ([[https://www.youtube.com/playlist?list=PLjyuVPBuorqIhlqZtoIvnAVQ3x18sNev4|видеоуроки]]) * [[http://www.shotcut.org/|Shotcut]] * [[https://kdenlive.org/|Kdenlive]] (Linux only) * [[http://cinelerra-cv.org/|Cinelerra]] (Linux only) <> == Бесплатные аудиоредакторы == * [[http://audacityteam.org/|Audacity]] * [[https://ardour.org/|Ardour]] <> == VBR vs. CRF == В [[https://arhivach.org/thread/109411/#1434939|некоторых случаях]] 2pass CRF выдаёт чуть лучшее качество, чем 2pass VBR, при том же размере файла. Поэтому на низких битрейтах может иметь смысл подогнать значение ключа {{{-crf}}} под требуемый размер файла. Например: {{{-b:v 0 -crf 50}}} <> == Прочие ссылки == * [[https://github.com/Kagami/webm.py/wiki|Вики на английском по чуть более продвинутым вопросам]] * [[https://arhivach.org/thread/120883/#1477181|Кодирование GIF]] * [[https://arhivach.org/thread/109411/#1434421|Сохранение качества видео на низких битрейтах]] * [[https://arhivach.org/thread/120883/#1482277|Оптимальные параметры кодирования статичной картинки]] * [[https://arhivach.org/thread/109411/#1426151|О состоянии дел с WebM в браузерах]] * [[https://arhivach.org/thread/136981/#1549242|Мифы об энкодинге/декодинге на GPU]]